Резолютивная часть решения оглашена "24" июля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" июля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей
ГБУЗ Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени Аваева" (далее - Заказчик): *****(по доверенности),
Комитет государственного заказа Тверской области (далее Уполномоченный орган) ***** (по доверенности),
представители ИП Мельникова Татьяна Александровна (далее - Поставщик, Предприниматель) на заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 24.04.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Бахилы) (совместная закупка) (извещение 24.04.2024 N 0136500001124002273); начальная (максимальная) цена контракта составила 4 934 721,00 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика,
исполнителя) от 17.05.2024 NИЭА1, подано 4 заявки на участие в закупке, все признаны соответствующими требованиям, победителем определен Исполнитель.
28.05.2024 заключен контракт N 0136500001124002273 на поставку медицинских изделий (Бахилы) (совместная закупка); с ценой контракта 351 119,96 руб. (далее - Контракт).
17.07.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта в связи с не выполнением условий контракта, а именно не произведена поставка товара.
2. Установлено, что 05.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата вступления в силу - 16.07.2024). В обоснование такого решения заказчик сослался на не поставку товара Поставщиком.
3. Представители Исполнителя на заседание Комиссии не явились, представили письменные пояснения.
Согласно пояснениям:
" Между ИП Иванова О.В. (Поставщик) и ГБУЗ "Цент им. В.П. Аваева" (Заказчик) заключен Контракт N 0136500001124002273 от 28.05.2024 (Контракт). Совместная закупка 0136500001124002273. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 26.12.2023. В данной закупке участвовало 37 Заказчиков с одинаковыми требованиями к поставке товара и его характеристиками. Хочу обратить внимание, между принятием Решения об участии в процессе торгов и исполнении обязательств (поставка) товара по Контракту проходят месяцы, и в данное непростое для РФ время никто не может гарантировать 100% наличие именного этого производителя и товара с заявленным реестровым номером соответственно. Отмечаю также, допуская Участника закупки и признавая его Победителем Заказчик мог понимать и допускать изменение ситуации у производителя продукции и/или у продавца /представителя Производителя и в стране в целом. 3-и Контракта в данной закупке исполнено, остальные на исполнении. Данный Заказчик единственный принял решение об одностороннем отказе во всей закупки.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракт N 0136500001124002273 от 28.05.2024. С решением Заказчика не согласна.
Возражение на Решение, Оспаривание Решения об одностороннем отказе, оспаривание одностороннего отказа от исполнения Договора, это право Исполнителя/Поставщика, а не его обязанность. Своими действиями, перепиской, направлением ответов на претензии, обращений/предложений к Заказчику, Поставщик выражал несогласие и возражал против решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения N 0136500001124002273 от 28.05.2024 (переписку и документы, направленные Заказчику прилагаю).
Одностороннее расторжение является оперативным способом отказа от работ по контракту. С его помощью оба участника соглашения могут защитить свои интересы, законные права, если в процессе работ допускаются серьезные нарушения. У Поставщика отсутствовал умысел на неисполнение Контракта и/или его ненадлежащее исполнение, как считает Заказчик. Поставщик не отказывался от исполнения Контракта. Поставщик неоднократно указывал, что у него возникли сложности с поставкой товара с заявленной по условиям Контракта. В связи с перебоями поставок сырья у производителей и приостановками отгрузок у продавцов, что отразилось на приобретении товаров Поставщиком. В связи с чем, для удовлетворения всех требований Заказчика, а также проведения поставки товара необходимы значительные временные затраты. Указанные события повлекли за собой существенные изменения обстоятельств, из которых исходил ИП Иванова О.В. при заключении Контракта. Эти обстоятельства нельзя было предусмотреть в полной мере ни перед участием в закупке ни перед подписанием Контракта.
У поставщика отсутствовал умысел на неисполнение Контракта и/или на его ненадлежащее исполнение. Поставщик приложил все необходимые усилия для исполнения обязательств по Контракту".
4. Заказчик в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта Товар надлежащего качества поставляется Поставщиком Заказчику с даты заключения контракта по 30.11.2024 года, по заявкам Заказчика, отправленным посредством факсимильной связи или по адресу электронной почты, в объемах, указанных в заявке, в течение 7 (семи) дней с даты получения указанной заявки.
Заявка в адрес Поставщика направлена 29.05.2024. Срок поставки истек 06.06.2024.
26.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика требование об обеспечении исполнения условий контракта в течение 7 дней.
В ответ от Поставщика писем и предложений не поступало. Товар поставлен не был.
05.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
16.07.2024 Поставщик в ЕИС разместил документы о поставке. В этот же день, Заказчик отказал в приемке в связи с отсутствием факта поставки товара, о чем составлен Акт N 1 от 16.07.2024.
16.07.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
17.07.2024 Заказчик направил обращение в Тверское УФАС России.
Дополнительно, Заказчик отмечает, что от Поставщика с момента направления заявки до 16.07.2024 каких либо предложений по замене товара не поступало. Более того, Поставщик с момента заключения контракта до 23.07.2024 на связь не выходил, о каких либо препятствиях в исполнении контракта не сообщал.
5. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Изучив позицию Поставщика, установлено, что к своим пояснениям не приложены переписка и документы направленные в адрес Заказчика).
В связи с изложенным, для полного и всестороннего рассмотрения сведений, Комиссией объявлен перерыв и запрошены документы подтверждающие, то, что Поставщик предпринимал действия направленные на урегулирование вопроса поставки с Заказчиком, направленные на исполнение условий контракта, о возникновении трудностей с исполнением контракта, с альтернативой поставки товара с улучшенными характеристиками, информации о конкретных сроках поставки товара в соответствии с установленными в контракте характеристиками.
После перерыва, Поставщик направил уточненную позицию, в которых:
"Возражение на Решение, Оспаривание Решения об одностороннем отказе, оспаривание одностороннего отказа от исполнения Договора, это право Исполнителя/Поставщика, а не его обязанность.
Своими действиями, путем телефонных переговоров Поставщик возражал против Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения N 0136500001124002273 от 28.05.2024. (Скрин УПД в ЕИС прилагаю)".
Комиссия отмечает противоречия в пояснениях Поставщика, уточненная позиция указывает на отсутствие переписки, направления информации в адрес Заказчика.
Приложенный скрин подтверждает, что 16.07.2024 Поставщик действительно сформировал документы о приемке, а Заказчик в приемке отказал, в связи с тем, что товар фактически поставлен не был.
Подтверждения поставки товара в материалы дела Поставщиком не представлено.
Заявка в адрес Поставщика направлена 29.05.2024. Срок поставки истек 06.06.2024.
26.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика требование об обеспечении исполнения условий контракта в течение 7 дней.
В ответ от Поставщика писем и предложений не поступало. Товар поставлен не был.
В материалы дела Заказчиком представлен акт N 1 от 05.07.2024 в котором зафиксировано, что направленная 29.05.2024 заявка Заказчика не исполнена, срок исполнения истек 06.06.2024. 26.06.2024 в адрес поставщика направлено требование N 845 об обеспечении выполнения условий контракта. По состоянию на 05.07.2024 требование не исполнено, ответа от Поставщика не поступало, поставка товара по контракту ИП Мельниковой Т.А. не произведена.
05.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
16.07.2024 Поставщик в ЕИС разместил документы о поставке. В этот же день, Заказчик отказал в приемке в связи с отсутствием факта поставки товара, о чем составлен Акт N 1 от 16.07.2024.
16.07.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
17.07.2024 Заказчик направил обращение в Тверское УФАС России.
Поставщик, заключая настоящий Контракт, ознакомился с извещением о проведении закупки и приложениями к нему, выразил согласие на поставку товара определенного спецификацией, однако обязательства свои не исполнил в установленные сроки.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая контракт на условиях оказываемой услуги как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
6. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 05.07.2024 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 02.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 16.07.2024.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил.
При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, Предпринимателем не исполнены обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Поставщика как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об Индивидуальном Предпринимателе Мельниковой Татьяне Александровне (ИНН 502000345130) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 29 июля 2024 г. N 069/10/104-976/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024