Резолютивная часть решения оглашена "29" июля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" августа 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Калининская центральная районная клиническая больница" (далее - Заказчик): ***** (по доверенности),
Комитет государственного заказа Тверской области (Уполномоченный орган): ****** (по доверенности),
ООО "Империя" (далее - Поставщик, Общество) на заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 28.08.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки) (совместная закупка) лот N 10 (извещение 28.08.2024 N 0136500001123005174); начальная (максимальная) цена контракта составила 512 658,00 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2023 NИЭА1, подано 9 заявок на участие в закупке, 8 признаны соответствующими требованиям, одна заявка отклонена (заявка не соответствует описанию объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона и пункту 1 части 12 статьи 48 Федерального закона, а именно: участник закупки не указал тип перчаток, информацию о том,
что перчатки текстурированные и указал длину перчатки 240+/-10 мм, вместо необходимой не менее 240 мм), победителем определено Общество.
22.09.2023 заключен контракт N 5174-2023 на поставку нефтепродуктов; с ценой контракта 919 924,25 руб. реестровый номер контракта 2692400133523000215 (далее - Контракт).
23.07.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации о Поставщике в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине неисполнение контракта условий государственного контракта.
2. Установлено, что 10.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата вступления в силу - 23.07.2024). В обоснование такого решения заказчик сослался на не выполнение Поставщиком условий контракта, не поставил товар по Заявкам Заказчика в установленный срок.
3. Поставщик явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, не представил письменные пояснения о причинах невыполнения условий контракта в установленный срок.
4. Заказчик в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
Между Заказчиком и Обществом 22.09.2023 года заключен государственный контракт N5174-2023 на поставку медицинских изделий (перчатки) (совместная закуска лот N10) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1,1. Контракта Поставщик обязуется поставить и передать в установленный контрактом срок Заказчику медицинские изделия (перчатки), в дальнейшем- Товар, в ассортименте, количестве и по ценам согласно Спецификации поставляемого товара (Приложение N1 к контракту), являющейся его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар на условиях Контракта.
Пунктом 3.1. Контракта установлено, что поставка Товара осуществляется Поставщиком Заказчику с даты заключения Контракта по 30.11.2024 года, по заявкам Заказчика, отправленным посредством факсимильной связи или по адресу электронной почты, в объемах, указанных в заявке, в течение 7 (семи) дней с даты получения указанной заявки. Количество заявок в месяц-не более 1 (одной).
05.04.2024 года и 19.06.2024 года посредством электронной почты в адрес Общества были направлены заявки о поставке Товара, но ответ о готовности исполнить Контракт так и не был получен.
По состоянию на "08"июля 2024 года Товар в адрес Заказчика не поставлен, сроки поставки не сообщались, какая-либо связь с представителем Поставщика отсутствует.
Заказчиком по электронной почте от Поставщика было получено предложение о расторжении контракта по соглашению сторон. Отказ в поставке товара Поставщик обосновывает ростом закупочной стоимости товара и стоимостью логистики, что является убыточным для Поставщика.
Ввиду того, что Поставщик не исполнил свои обязательства по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
5. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Заказчик в адрес Поставщика на адрес электронной почты, указанной в контракте empire_ooo@bk.ru направил 05.04.2024 и 19.06.2024 заявки на поставку медицинских изделий (перчатки).
Перчатки по указанным заявкам поставлены не были. Поставщик в адрес Заказчика сведений о причинах не поставки не направлял.
21.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия N 834, в которой Заказчик указывает на то, что по Заявке от 05.04.2024 товар не поставлен, просрочка исполнения обязательств составила 37 дней. Также выставлена неустойка.
Кроме того, Заказчик предлагает Поставщику устранить причины, послужившие основанием для направления вышеуказанной претензии, в кратчайшие сроки поставить товар, и в течение семи дней с момента получения претензии дать ответ по существу и перечислить неустойку.
Поставщик проигнорировал указанные требования, на претензию не ответил, товар не поставил.
Кроме того, Заказчик в своих пояснениях сообщает о том, что Поставщик направлял в адрес Заказчика предложение о расторжении контракта по соглашению сторон, в связи с ростом закупочной стоимости товара и увеличение стоимости логистики, что является убыточным для Поставщика.
Вместе с тем, в материалы дела указанная выше информация представлена не была.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Поскольку Поставщик является лицом, осуществляющим на свой риск предпринимательскую деятельность, Комиссия приходит к выводу, что он при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность принять меры к оценке исполнимости условий контракта в соотношении со своими возможностями выполнения принимаемых на себя обязательств.
Важно отметить, что невыполнение Поставщиком требований Закона о онтрактной системе повлекло за собой не только нарушение интересов Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного или муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, субъект хозяйственной деятельности несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о контрактной систме и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В материалах дела отсутствуют документальные доказательства объективной невозможности Общества исполнить условия контракта в установленный срок, поэтому поведение Поставщика нельзя признать добросовестным.
6. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 10.07.2024 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 10.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 23.07.2024.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил.
При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В настоящем случае Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер в целях надлежащего исполнения условий контракта. В свою очередь, Заказчик представил доказательства, которые свидетельствуют о существенном нарушении условий заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении Общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту не исполнения условий контракта.
Также комиссия отмечает, что сведения об Обществе 7 раз внесены в реестр недобросовестных поставщиков территориальными органами ФАС России.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об ООО ООО "Империя" (170024, Тверская область, г. Тверь, пр-кт. Николая Корыткова, д. 3Б, офис 811А, ИНН 6950007132) и генерального директора Бахтина Виктора Евгеньевича (ИНН 690101209299) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 1 августа 2024 г. N 069/10/104-995/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024