Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Инспекция) в составе:
в связи с поступлением из жалобы ИП ФДВ (вх. N 3905-ЭП/23 от 17.07.2024), указывающего на признаки нарушения Заказчиком - Государственным бюджетным учреждением культуры Псковской области "Военно-исторический музей-заповедник", положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки по потребности на оказание услуг по организации и проведению военно-исторической реконструкции, посвященной 78-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на территории филиала "Мемориальный комплекс "Линия Сталина" д. Холматка (N 5060453),
на основании Приказа Псковского УФАС России N 68/24 от 19.07.2024, была проведена внеплановая проверка.
Субъект контроля: Государственное бюджетное учреждение культуры Псковской области "Военно-исторический музей-заповедник" (ИНН 6013007220).
Юридический адрес проверяемой организации: 181350, Псковская область, Островский район, город Остров, ул К.Либкнехта, д. 7.
Почтовый адрес проверяемой организации: 181350, Псковская область, Островский район, город Остров, ул К.Либкнехта, д. 7.
Место проведения проверки: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13.
Срок проведения проверки: с 19 июля 2024 года по 01 августа 2024 года.
Цель и задача проверки: проверка действий заказчика - Государственным бюджетным учреждением культуры Псковской области "Военно-исторический музей-заповедник", положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки по потребности на оказание услуг по организации и проведению военно-исторической реконструкции, посвященной 78-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на территории филиала "Мемориальный комплекс "Линия Сталина" д. Холматка (N 5060453).
Предметом проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе.
В силу подпункта "б" части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены:
1. Жалоба ИП Ф.Д.В. (вх.N 3905-ЭП/24 от 17.07.2024) и дополнение к жалобе.
2. Письменные объяснения Заказчика (исх. N 258 от 22.07.2024);
3. Информация о закупке по потребности (N 5060453), размещенная на портале https://zakupki.mos.ru.
4. Информация размещенная в социальной сети "Вконтакте" официальной группы Заказчика.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено следующее:
Согласно закупки по потребности N 5060453, размещенной на портале поставщиков (https://zakupki.mos.ru) Заказчиком проводилась закупка на оказание услуг по организации и проведению военно-исторической реконструкции, посвященной 78-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на территории филиала "Мемориальный комплекс "Линия Сталина" д. Холматка.
1). Начальная цена - 530 000,00 рублей;
2). Даты проведения - c 16.07.2024 12:20:06 по 16.07.2024 15:20:00;
3). Основание для заключения контракта - п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
По окончанию приема заявок 16.07.2024 г. победителем определен ИП Катречко Анастасия Сергеевна с предложением цены 525 000,00 рулей.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком в следующих случаях:
- осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
В целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе автоматизированная информационная система "Портал поставщиков", расположенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.mos.ru определена информационной системой для осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4, 5 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 приложения N 5 к регламенту информационного взаимодействия с использованием автоматизированной информационной системы "Портал поставщиков" по истечении срока подачи заявок, Заказчик из числа участников закупки осуществляет выбор предложения (оферты), условия поставки товара/оказания услуги/выполнения работы которого наиболее соответствуют потребностям заказчика.
Следует отметить, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений по алгоритму определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам, осуществляемым в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, по своему правовому смыслу, представляет собой право Заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для заказчика с учетом установленных им требований.
Законодательство о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений к установлению требований к товару при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.
Следовательно, размещение Заказчиком закупки по потребности на автоматизированной информационной системе "Портал поставщиков" не является конкурентной процедурой.
Инициирование процедуры заключения контракта (договора) с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подавшим соответствующее потребности Заказчика предложение, является правом Заказчика, а не обязанностью.
Согласно пояснениям Заказчика ИП Ф.Д.В. на портале поставщиков зарегистрирован 20 июня 2024 года, исполненных контрактов нет, что не подтверждает добросовестность поставщика. ИП К.А.С. на портале поставщиков зарегистрирована с 20 апреля 2022 года, исполненных контрактов 2, активных 2 контракта, что подтверждает добросовестность поставщика.
Таким образом, антимонопольный орган отмечает, что в данном конкретном случае действия Заказчика не противоречат положениям Закона о закупках.
Относительно доводов жалобы о наличии сговора между Заказчиком и победителем закупки по потребности, Инспекция отмечает следующее.
Данные вопросы находятся в сфере регулирования антимонопольного законодательства, разрешение вопросов по которому не отнесены к компетенции Инспекции по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области.
По данному вопросу Заявитель вправе обратиться в Комиссию антимонопольного органа по рассмотрению нарушений антимонопольного законодательства, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьей 44 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
Инспекция Псковского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области "Военно-исторический музей-заповедник", при проведении закупки по потребности на оказание услуг по организации и проведению военно-исторической реконструкции, посвященной 78-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на территории филиала "Мемориальный комплекс "Линия Сталина" д. Холматка (N 5060453), нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 июля 2024 г. N 17/44 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - великая отечественная война - государственное бюджетное учреждение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024