Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: "_" -начальник отдела контроля закупок, "_"- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО "Интехпроект" (далее - Заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме "зз-0017-20029 - 2024 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Капитальный ремонт трубы по ул.Советской с.Якшур-Бодья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124010485, далее - Конкурс),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заявителя ООО "Интехпроект" "_" (доверенность от N19 от 16.07.2024),
представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение) "_" (доверенность N25-юр от 17.06.2024),
представителя участника конкурса ООО "Удмуртгазпроект" "_" (доверенность от 23.07.2024),
законного представителя участника конкурса ООО "Новый град" "_",
в отсутствие Заказчика Администрации МО "МО Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
18.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена жалоба ООО "Интехпроект" на действия конкурсной комиссии ГКУ УР "РЦЗ УР". Заявитель полагает, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Заказчик неправомерно указал требование о предоставлении копий положительного заключение экспертизы проектной документации или копии положительного заключения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Также Общество указывает на неправомерную оценку заявки Общества.
Представитель уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласился и пояснил, что представленные участником закупки в составе заявки договоры не содержали в себе всех приложений в соответствии с приложением N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", также в некоторых случаях не были приложены положительные заключения экспертизы, либо были представлены договоры субподряда, в связи с чем конкурсная комиссия не учла опыт по представленным контрактам.
25.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 500 250,00 рублей.
11.07.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса от 15.07.2024 участнику ООО "Интехпроект" (порядковый номер заявки N59518) по представленному в составе заявки опыту было присвоено 4,99 балла. Указанная оценка заявки ООО "Интехпроект" послужила основанием для обжалования действий конкурсной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ УР "РЦЗ УР" при проведении закупки.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя, признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует в том числе критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Во исполнение требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждено Положение об оценке заявок участников закупки.
Согласно пп. "в" п. 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пп. "в" п. 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения об оценке документом, предусмотренным приложением N1 к Положению об оценке устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с пп. "е" п. 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. в п. 24 Положения об оценке к оценке принимаются документы, предусмотренные абз. 3 пп. в п. 28 Положения об оценке, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 Положения об оценке. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно Раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю: разработка проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства линейных объектов, по которой получено положительное заключение экспертизы проектной документации и/или положительное заключение экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта: копии исполненных контрактов (договоров), актов выполненных работ, составленных при исполнении таких контрактов (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (копии всех листов положительных заключений). К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев документы в составе заявки ООО "Интехпроект",установила, что конкурсная комиссия не оценила опыт по представленным договорам на основании следующего:
1. N 164-ПИР-18-С03 от 10.01.2019 г. Согласно положительному заключению государственной экспертизы участник является субподрядчиком
2. N 5-876-4 от 10.09.2019 г. Согласно договору и положительному заключению государственной экспертизы участник является субподрядчиком
3. N Д 232/19 от 04.07.2019 г. Согласно договору, является субподрядчиком; Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
4. N 02-19 от 25.05.2019 г. Согласно договору, является субподрядчиком; Участник отсутствует в сведениях о индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию, в приложенном положительном заключении государственной экспертизы
5. N 01-19 от 25.05.2019 г. Согласно договору, является субподрядчиком; Участник отсутствует в сведениях о индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию, в приложенном положительном заключении государственной экспертизы
6. N19-1РД 07.05.2019 г. Согласно договору, является субподрядчиком; Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
7. N 101 от 18.05.2020 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
8. N С48 от 03.06.2020 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
9. N 24 от 02.06.2020 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
10. N 2-05/СИ от 20.05.2021 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
11. N 845 от 29.04.2020 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
12. N МЭ-48-20 от 25.05.2020 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует приложение N 7 к приложению N 1 к государственному контракту
13. N Т-55-20 от 25.05.2020 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует приложение N 7 к приложению N 1 к государственному контракту
14. N Ч-50-20 от 25.05.2020 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует приложение N 7 к приложению N 1 к государственному контракту
15. N Т-107-21 от 27.12.2021 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует приложение N 3 и 4 к приложению N 1 к государственному контракту
16. N Т-104-21 от 27.12.2021 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует приложение N 4 к приложению N 1 к государственному контракту
17. N Т-143-22 от 19.12.2022 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту
18. N Ч-78-22 от 26.09.2022 г. Государственный контракт представлен не в полном объеме, так как отсутствует дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту
19. N Т-102-21-1 от 25.12.2021 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости
20. N206-2022СП-СУ от 18.10.2022 г. Отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Закупочная комиссия приняла к учету за подтвержденный опыт, договоры Заявителя на общую сумму 76 393 396,92 руб.
Таким образом, опыт по представленным договорам N Д 232/19 от 04.07.2019 г., N19-1РД 07.05.2019 г., N 101 от 18.05.2020 г., N С48 от 03.06.2020 г., N 24 от 02.06.2020 г., N 2-05/СИ от 20.05.2021 г., N 845 от 29.04.2020 г., N МЭ-48-20 от 25.05.2020 г., N Т-55-20 от 25.05.2020 г., N Ч-50-20 от 25.05.2020 г., N Т-107-21 от 27.12.2021 г., N Т-104-21 от 27.12.2021 г., N Т-143-22 от 19.12.2022 г., N Ч-78-22 от 26.09.2022 г., N Т-102-21-1 от 25.12.2021 г., 206-2022СП-СУ от 18.10.2022 г. не учитывался в связи с тем, что среди представленных документов заявки отсутствуют копии положительных заключений экспертизы проектной документации и/или копии положительных заключений экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости или приложения к договору, что не соответствует требованиям пп. е п. 28 Положения об оценке.
Комиссией также установлено, что договоры N 164-ПИР-18-С03 от 10.01.2019 г., N 5-876-4 от 10.09.2019 г., N 02-19 от 25.05.2019 г., N 01-19 от 25.05.2019 г. представляют собой договоры субподряда, в связи с чем, такие договоры были правомерно отклонены закупочной комиссией на основании нижеследующего.
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
При этом стоит отметить, что отвечает перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ, установленных договором (контрактом) именно генеральный подрядчик. И именно генеральный подрядчик должен выполнить работу в целом, а не выполнить отдельные работы (в отличие от субподрядчика).
Из изложенного следует вывод, что договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 25.08.2021 N ПИ/71560/21 "О рассмотрении обращения", письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24 и в определении Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020 со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (утратило силу с 01.01.2022 в связи с изданием Постановления N 2571).
Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что выводы, отраженные в письмах ФАС России и в определении Верховного Суда РФ от 19.07.2021, также применимы и к Постановлению N 2604.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает, что исходя из приведенных норм участник закупки обязан был приложить документы, подтверждающие опыт выполнения работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонтобъекта капитального строительства линейных объектов, по которой получено положительное заключение экспертизы проектной документации и/или положительное заключение экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости,со всеми приложениями к договорам во исполнение требований извещения, Положения об оценке. Учитывая, что в составе заявки отсутствовали положительные заключения экспертизы, приложения по указанным договорам, а также представлены договоры субподряда, комиссия правомерно не учла опыт участника закупки по таким договорам.
Проанализировав действия закупочной комиссии, Комиссия Удмуртского УФАС России при ходит к выводу, что все заявки, поданные на участие в Закупке, были оценены в соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок, который применялся в равной степени ко всем участникам Закупки. Комиссией не установлено не равного и/или не единообразного подхода со стороны закупочной комиссии при оценке заявок, в связи с чем, нарушений в действиях последней не установлено.
В части доводов Заявителя об установлении в извещении требований о предоставлении копий положительного заключения экспертизы проектной документации или копии положительного заключения экспертизы проектной документациив части проверки достоверности определения сметной стоимости, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Окончание срока подачи заявок, согласно извещению об осуществлении закупки, 11.07.2023. Жалоба Заявителя подана 18.07.2023.
При этом в жалобе Заявителем фактически обжалуются положения извещения о проведении Аукциона, следовательно, жалоба подана с нарушением требования, установленного в п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости оставить жалобу в данной части без рассмотрения.
В рамках внеплановой проверки нарушений требований законодательства не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интехпроект" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме зз-0017-20029 - 2024 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Капитальный ремонт трубы по ул.Советской с.Якшур-Бодья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124010485)необоснованной.
2. Оставить жалобу ООО "Интехпроект" без рассмотрения в части доводов об обжаловании положений извещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 июля 2024 г. N 018/06/106-629/2024 (ключевые темы: экспертиза проектной документации - сметная стоимость - участники закупок - конкурсная комиссия - договор субподряда)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024