Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии посредством ВКС:
(далее - Заказчик, Учреждение) - <_> (доверенность от 09.04.2024 N7), Веретенниковой М.Е. (доверенность от 02.07.2024 N21);
в присутствии посредством ВКС:
представителя ООО "Проектные технологии" (далее - Поставщик, Общество) - <_> (доверенность от 25.07.2024 N 1);
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) - <_> (доверенность 17.06.2024 N 25-юр);
в отсутствие:
Заказчика - Министерство образования и науки УР, уведомленного надлежащим образом посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерство образования и науки УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Проектные технологии" (ИНН 6439096797) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0015-12117 - 2024 "Приобретение оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004433) и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
29.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта 43 200 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 02.05.2024 NИЭА2 была подана одна заявка, соответствующая извещению. Победителем признано ООО "Проектные технологии".
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, поставка товара в установленный Контрактом срок оказалась невозможной вследствие задержки производства товара. В свою очередь задержка производства произошла по причине дефицита импортных компонентов, образовавшегося из-за ужесточения санкций со стороны иностранных государств.
15.05.2024 между Поставщиком и Заказчиком был заключен контракт, согласно которому Поставщик взял на себя обязательство поставить оборудования (интерактивные панели) (далее - Контракт).
Согласно пункту 11.1. Контракта Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2024 г.
В соответствии с пунктом 2.1. Цена Контракта составляет 41 904 000 рублей.
В силу пункта 1.2. наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно спецификации (Приложение N 1 к Контракту) поставке подлежит:
Интерактивная панель Liga Smart, модель IP 75 - 120 шт.
Страна происхождения: Российская Федерация
Исторический реестровый номер: 2200\2\2023
Реестровый номер: 10450940
Уровень радиоэлектронной продукции: Уровень 1
В соответствии с пунктом 3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: указаны в Отгрузочной разнарядке (Приложение 2 к контракту) (далее - место доставки), в срок: 45 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом срок поставки не позднее 29.06.2024.
22.04.2024 между Поставщиком и ООО "Лига Смарт" (далее - Производитель) был заключен рамочный договор на поставку продукции ООО "Лига Смарт". Поставка продукции происходит по заявке (Спецификации).
23.04.2024 Поставщиком в адрес Производителя была направлена Спецификация N 3 на производство Товара;
24.04.2024 платежным поручением N 132 Поставщиком была произведена частичная оплата производства товара;
15.05.2024 платежным поручением N 164 Поставщиком была произведена частичная оплата, необходимая для начала производства Товара;
20.06.2024 ООО "Лига Смарт" направило в адрес Поставщика письмо N 106, в котором сообщило о задержке производства товара в связи с ужесточением санкций со стороны иностранных государств в отношении российских платежных систем, повлекших за собой ограничение банковских переводов между РФ И КНР. Между тем, необходимые для производства товара компоненты импортируются из КНР.
21.06.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщил о задержке поставки товара, о возможном графике исполнения Контракта не позднее 10.08.2024;
01.07.2024 Заказчик направил адрес Заказчика письмо N 01/01-35/4504 с требованием поставить товар не позднее 10.08.2024;
03.07.2024 Поставщик направил коммерческий запрос в адрес ООО "Т-Гекко" - 04.07.2024 ООО "Т-Гекко" сообщило об отсутствии Товара на продажу;
03.07.2024 Поставщик направил коммерческий запрос в адрес ООО "Аувикс" - 05.04.2024 ООО "Аувикс" сообщило об отсутствии Товара на продажу;
03.07.2024 Поставщик направил коммерческий запрос в адрес ООО "Профдисплей" - 03.07.2024 "Профдисплей" сообщило об отсутствии Товара на продажу;
08.07.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщил, что осуществить поставку товара не позднее 08.07.2024 не представляется возможным из-за проблем у производителя товара. Поставщик предложил товар с улучшенными характеристиками в части увеличенного объема памяти устройств;
08.07.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе;
09.07.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо, в котором сообщил об отсутствии у Заказчика потребности в товаре с улучшенными характеристиками.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 и части 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020).
Исходя из предоставленных документов и пояснений, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что поставка товара в установленный Контрактом срок оказалась невозможной вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а именно по причине наложения ограничительных мер иностранными государствами. Наложение санкций в отношении российских платежных систем повлекло ограничение банковских переводов между РФ и КНР, что в свою очередь привело к затруднению товарообмена между РФ и КНР. Между тем, необходимые для производства товара компоненты импортируются из КНР, что подтверждается письмами производителя товара. Следует также отметить, что согласно реестру российской промышленной продукции ООО "Лига Смарт" является единственным производителем Товара.
Поставщиком предпринимались действия, направленные на добросовестное исполнение Контракта. Поставщик оплатил производство товара, своевременно информировал Заказчика о задержках на производстве, предложил Заказчику товар с улучшенными характеристиками, направлял коммерческие запросы с целью приобретения товара у других поставщиков.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО "Проектные технологии"
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Проектные технологии" (ИНН 6439096797) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0015-12117 - 2024 "Приобретение оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004433) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 июля 2024 г. N 018/06/104-649/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024