На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России)
проведена внеплановая проверка соблюдения КГКУ "Управление капитального строительства Приморского края" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Строительство крытого тренировочного катка в г. Арсеньеве, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0120200004724000005)
Адрес проверяемой организации: ул. Адмирала Фокина, д. 18, г. Владивосток, Приморский край, 690090;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) проводит проверку соблюдения требований Закона N 44-ФЗ Заказчиком - КГКУ "Управление капитального строительства Приморского края" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Строительство крытого тренировочного катка в г. Арсеньеве, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0120200004724000005).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно письма ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 "О рассмотрении обращения" строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение. При проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Законом о закупках проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте.
Исходя из этого, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 743 ГК РФ), регламентирующих условия договора строительного подряда, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 48, 53 ГрК РФ), регламентирующих порядок организации строительства (капитального ремонта объектов капитального строительства), предусмотренная ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ обязанность заказчика о необходимости установления в извещении об осуществлении закупки требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, требования к результатам работ применительно к аукционам, на которых размещается закупка на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объекта капитального строительства, можно считать исполненной надлежащим образом, только в случае размещения им в составе извещения проектной документации в полном объеме.
Проектная документация (далее - ПД) должна была быть включена в извещение в полном объеме и так же в полном объеме размещена на официальном сайте Российской Федерации в составе закупки, так как все существенные условия и особенности выполнения работ по предмету контракта содержатся в ПД.
Законодательство Российской Федерации в области строительства не предполагает возможности осуществления строительства с использованием только части проектной документации, а требует ее соблюдения в полном объеме.
Строительные работы должны выполняться в соответствии с ПД, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации. Кроме того, участие в аукционе фактические невозможно без ознакомления с ПД.
В силу части 2 статьи 48 Градостроительного кодекс РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
Пунктом 3(1) Положения установлено, что в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы:
а) раздел 1 "Пояснительная записка";
б) раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";
в) раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения";
г) раздел 4 "Конструктивные решения";
д) раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения";
е) раздел 6 "Технологические решения" (для объектов капитального строительства непроизводственного назначения разрабатывается в случае наличия требования о его разработке в задании на проектирование);
ж) раздел 7 "Проект организации строительства", содержащий в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
з) раздел 8 "Мероприятия по охране окружающей среды";
и) раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
к) раздел 10 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства";
л) раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства";
м) раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (разрабатывается в случаях, указанных в пункте 3(4) настоящего Положения);
н) раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Согласно доводам жалобы, Заказчик необоснованно не разместил в составе документов схему подключения морозильного оборудования к сетям электроснабжения и водоснабжения.
Пунктом 16 Положения определен состав подраздела "Система электроснабжения", в частности в графическую часть подлежат включению:
п) принципиальные схемы электроснабжения электроприемников от основного, дополнительного и резервного источников электроснабжения;
р) принципиальную схему сети освещения, в том числе промышленной площадки и транспортных коммуникаций, - для объектов производственного назначения;
с) принципиальную схему сети освещения - для объектов непроизводственного назначения;
т) принципиальную схему сети аварийного освещения;
у) схемы заземлений (занулений) и молниезащиты;
ф) план сетей электроснабжения;
х) схему размещения электрооборудования (при необходимости) и приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Поскольку схемы вторичной коммутации не входят в обязательный состав раздела проектной документации, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Согласно извещения, объектом закупки является в том числе разработка проектной документации.
Из доводов жалобы следует, что в составе проекта отсутствуют:
- информация о герметизации стыков сендвич панелей;
- информация о способах крепления сендвич панелей.
Деталировочные чертежи, узлы крепления разрабатываются на этапе разработки рабочей документации (далее - РД).
Согласно пункта 5.2.2 ГОСТ 21.501-2018 "Межгосударственного стандарта Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений" в общих указаниях в дополнение к сведениям, предусмотренным ГОСТ 21.101, приводят:
- класс и уровень ответственности сооружения;
- категорию здания (сооружения) по взрывопожарной и пожарной опасности;
- степень огнестойкости здания (сооружения);
- класс конструктивной пожарной опасности здания; - класс функциональной пожарной опасности здания;
- класс пожарной опасности строительных конструкций;
- расчетный срок службы здания (сооружения);
- характеристику стеновых и изоляционных материалов;
- указания по устройству гидроизоляции и отмостки;
- указания по наружной отделке здания (сооружения);
- указания о мероприятиях при производстве работ в зимнее время;
- указания о мероприятиях, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и других воздействий.
Следовательно, информация о марке пластикового профиля оконных конструкций входит в комплект чертежей РД, разработка которой является частью объекта закупки.
В отношении отсутствия документации пусконаладочных работ морозильного оборудования Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно СП 76.13330.2016 "Электротехнические устройства" пуско-наладочные работы (далее - ПНР) проводятся квалифицированным персоналом специализированных пусконаладочных организаций. ПНР по электротехническим устройствам осуществляются в четыре этапа (стадии).
На первом (подготовительном) этапе пусконаладочная организация должна:
- разработать (на основе проектной и эксплуатационной документации предприятий-изготовителей) рабочую программу и проект производства ПНР, включающий мероприятия по охране труда;
- передать заказчику замечания по проекту, выявленные в процессе разработки рабочей программы и проекта производства работ;
- подготовить парк измерительной аппаратуры, прошедшей поверку (калибровку) в установленном порядке, а также подготовить испытательное оборудование и приспособления для выполнения наладочных работ
Разработка ПНР осуществляется на этапе СМР, на основании ПСД получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Описание объекта закупки на выполнение работ по корректировке проектной документации, разработке рабочей документации и строительству объекта: "Строительство крытого тренировочного катка в г. Арсеньеве, в том числе проектно-изыскательские работы" пункт 15 "Требования к строительно-монтажным работам. Объем выполнения работ." содержит необходимые требования по ПНР.
Из доводов жалобы следует, что отсутствует техническая характеристика информационных плакатов и способы установки (лист N 7 094-2022-АР).
В соответствии с пунктом 4.3.11.2. Проекта контракта определено, что в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта установить при въезде на строительную площадку информационный щит в соответствии с СП 48.13330.2019. Установить специальный информационный стенд с QR-кодом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Контракта с информацией, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, а также с учетом требований к брендированию и QR-кодированию.
Согласно пункту 7.18 СП 48.13330.2019 "Свода правил. Организация строительства" при въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием:
- наименования объекта, сроков начала и окончания работ, схемы объекта;
- наименования застройщика (технического заказчика);
- представителя застройщика (технического заказчика)
- должностного лица, отвечающего за ведение строительного контроля;
- исполнителя работ (подрядной организации, генеральной подрядной организации)
- инициалы, фамилия, должность, номер в национальном реестре специалистов и номера телефонов лица, ответственного за организацию работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта;
- представителя органа государственного строительного надзора или местного самоуправления, курирующего строительство;
- ответственного представителя проектной организации
- должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора, в случаях, когда он выполняется;
- наименования и контактных данных саморегулируемой организации лица, осуществляющего строительство.
Учитывая, что в проекте контракта установлены требования к информационным щитам, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя также не нашел своего подтверждения.
В отношении довода в части наличия указания на Капитальный ремонт здания КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" (стационара "Корпус Акушерского отделения") Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В описании объекта закупки под табличной частью содержится ссылка следующего содержания: "*Обращаем внимание участников закупки! Встречающуюся в Разделе 12.2. Проектной документации: "Обоснование стоимости оборудования и материалов." отсылку на Капитальный ремонт здания КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" (стационара "Корпус Акушерского отделения"), расположенного по адресу г. Уссурийск, ул. Пролетарская, следует рассматривать как применительное упоминание, исключительно для целей ценообразования по оборудованию, отсутствующему в сборниках ТСЦ и не может рассматриваться в качестве ошибочного упоминания другого объекта строительства.".
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя также не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что, в соответствиями с требованиями, установленными извещением о проведении закупки, участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: в соответствии с ч. 2 ст. 52, ч. 3 ст. 55.6, ст. 55.8, ч. 12 и 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, выполняющее работы, являющиеся объектом закупки, должно быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В случаях, предусмотренных ч. 2.1. и ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 190-ФЗ, членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
ООО "Инвестстрой" (ИНН 2508146035) не является членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В силу частью 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно описанию объекта закупки:
i) Срок строительства объекта: |
Срок выполнения строительно-монтажных работ определяется по проекту организации строительства и составляет 17,5 мес. |
В соответствии с извещением о проведении закупки срок исполнения контракта 30.12.2025.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что график выполнения работ, а также порядок оплаты определен Заказчиком с учетом сроков, указанных в извещении о проведении закупки.
В свою очередь наличие различных сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Подпунктом "т" пункта 10 Правил ведения реестра контрактов, заключенных Заказчиками установлено, что в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом:
контракт (с прилагаемыми документами) в форме электронного документа, заключенный в соответствии с Федеральным законом по результатам проведения предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур, а также если при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с использованием единой информационной системы в соответствии с частью 14 статьи 93 Федерального закона либо в форме электронного образа бумажного документа (за исключением случаев, при которых в соответствии с настоящим подпунктом контракт подлежит включению в реестр в форме электронного документа).
Поскольку "Смета Контракта (приказ 841/пр)" является обязательным приложением к Контракту, отсутствие указанного приложения при направлении проекта контракта свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ.
Комиссия Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении закупочной процедуры решила:
1. Признать, что заказчик допустил нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 июля 2024 г. N ВП 72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024