На основании ч.ч. 2,3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения Следственного управления Следственного комитета по Брянской области (вх. 5490-ЭП/24 от 23.07.2024), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 24.07.202,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"_____.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (поступило ходатайство об осуществлении внеплановой проверки без участия представителей ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (вх. 5539824 от 26.07.2024)
установила:
13.04.2022 между ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" и индивидуальным предпринимателем Шигиной Г.Ф. заключен контракт N ТКО-1 на возмездное оказание услуг, предметом которого является оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в муниципальном образовании г. Клинцы. Цена контракта составляет 400 000 рублей. Срок оказания услуг составляет с даты заключения контракта до 20.12.2022.
15.04.2022 между ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" и индивидуальным предпринимателем Шигиной Г.Ф. заключен контракт N ТКО-2 на возмездное оказание услуг, предметом которого является оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в муниципальном образовании пгт Белые Берега. Цена контракта составляет 400 000 рублей. Срок оказания услуг составляет с даты заключения контракта до 15.12.2022.
18.04.2022 между ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" и индивидуальным предпринимателем Шигиной Г.Ф. заключен контракт N ТКО-3 на возмездное оказание услуг, предметом которого является оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в муниципальном образовании Отрадненское сельское поселение. Цена контракта составляет 400 000 рублей. Срок оказания услуг составляет с даты заключения контракта до 15.12.2022.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (вх. 5538-ЭП/23 от 25.07.2024).
Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные контракты заключены заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе ввиду следующего:
В силу ст. 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержит выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из письменных пояснений ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (вх. 5538-ЭП/23 от 25.07.2024) контракты N ТКО-1 от 13.04.2022, NТКО-2 от 15.04.2022, N ТКО-3 от 18.04.2022 заключены в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Таким образом в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться только заказчиками, поименованными в указанной норме и, на сумму не превышающую шестисот тысяч рублей либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
Исходя из письменных пояснений ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (вх. 5538-ЭП/23 от 25.07.2024) потребность в выполнении работ, предусмотренных контрактами N ТКО-1 от 13.04.2022, NТКО-2 от 15.04.2022, N ТКО-3 от 18.04.2022 возникла у заказчика в связи с заключением государственного контракта N 02/22 на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области (ИКЗ 222320100392032570100100090017490244) от 01.03.2022 между Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (Заказчик) и ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" (Исполнитель).
Пунктом 5.4 государственного контракта N 02/22 от 01.03.2022 предусмотрено, что Исполнитель (ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского") обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Учитывая цену заключенного государственного контракта N 02/22 от 01.03.2022 -8 000 000,00 рублей, Исполнитель обязан был для исполнения контракта привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 1 200 000, 00 рублей (15 % от цены контракта).
Таким образом, участвуя в закупке за N 0127200000222000017 на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, заключая 01.03.2022 государственный контракт N 02/22 ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" знал о необходимости привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, 13.04.2022, 15.04.2022, 18.04.2022 между ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" и индивидуальным предпринимателем Шигиной Г.Ф. заключены три контракта N ТКО-1, N ТКО-2, N ТКО-3 по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях: г. Клинцы, пгт Белые Берега, Отрадненское сельское поселение.
Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что указанные контракты N ТКО-1 от 13.04.2022 на сумму 400 000 рублей, N ТКО-2 от 15.04.2022 на сумму 400 000 рублей, N ТКО -3 от 18.04.2022 на сумму 400 000 рублей образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную заказчиком 3 контракта для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Данный вывод подтверждается следующим:
1.1. Контракт N ТКО-1 от 13.04.2022, контракт N ТКО-2 от 15.04.2022, контракт N ТКО -3 от 18.04.2022 заключены в течении одной недели и имеют один предмет - "Услуги по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
1.2. Согласно актам выполненных работ, услуги приняты заказчиком по всем контрактам в один день - 19.12.2022, и оплачены также в один день- 23.12.2022.
Таким образом, у ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" имелась единая потребность в оказании услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, заказчик знал о необходимости привлечения соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций этом при заключении государственного контракта N 02/22 от 01.03.2022.
Довод заказчика, изложенный в письменных пояснениях о том, что услуги оказывались в разных муниципальных образованиях не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России во внимание ввиду следующего.
Согласно Технического задания на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, являющегося приложением N 1 к государственному контракту N 02/22 от 01.03.2022 на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области (ИКЗ 222320100392032570100100090017490244) Исполнитель (ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского") обязан был провести замеры в следующих муниципальных образованиях Брянской области: городской округ, город, поселок городского типа, районный поселок, село (в т.ч. поселок, хутор, деревня) (не менее 21 населенного пункта) с целью получения данных о фактическом объеме и массе накапливаемых ТКО в выбранных муниципальных образованиях.
При этом, ни Техническим заданием, ни заключенным государственным контрактам N 02/22 от 01.03.2022 не был определен перечень муниципальных образований Брянской области, где необходимо было произвести замеры накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, у ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" имелась возможность определить муниципальные образования, имеющие смежные территориальные границы для осуществления закупки конкурентным способом.
Вместе с тем ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" разделены услуги по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов по трем разным договорам с целью избежать выбора способа закупки конкурентным способом.
Вышеизложенное свидетельствует, что разделение заказчиком тождественных услуг связано с необходимостью определения цены каждого договора, равной не более 600 000 рублей для формального подведения факта заключения договора под п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого они заключены заказчиком, единую цель контрактов и единую потребность заказчика - услуги по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о наличии факта дробления заказчиком одной закупки на несколько (3) закупки, каждая из которых на сумму до 600 000 рублей, в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур.
Заключение заказчиком 3 договоров на одноименные услуги (по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов) в порядке пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов обусловлено не техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать проведения конкурентной закупки при осуществлении закупки на сумму выше 600 000 рублей. В связи с этим, действия ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" по принятию решения о выборе подрядчика неконкурентным способом, а именно у единственного исполнителя, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, учитывая общую сумму услуг (по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов) 1 200 000 рублей, заказчику надлежало осуществить закупку конкурентным способам (электронный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок в электронной форме).
При этом довод заказчика, изложенный в письменных пояснениях (вх. 5538-ЭП/23 от 25.07.2024) об отсутствии времени для проведения конкурентной процедуры также не принят Инспекцией Брянского УФАС России во внимание, поскольку, государственный контракт N 02/22 между Департаментом природных ресурсов и ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" заключен 01.03.2022, контракты N ТКО-1, N ТКО-2, N ТКО -3 заключены начиная с 13.04.2022, т.е. по истечении 43 дней с момента заключения государственный контракт N 02/22 от 01.03.2022, в рамках которого ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" обязан был привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, у ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" была возможность и сроки для осуществления конкурентных процедур.
Из обстоятельств данного дела также не усматривается наличие аварий, чрезвычайных ситуаций и иных обстоятельств непреодолимой силы, которые могли бы лечь в основу заключения контрактов у единственного исполнителя без проведения конкурентных процедур.
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика имелась возможность для соблюдения положений Закона о контрактной системы в части выбора способа определения подрядчика конкурентным способом, однако им не предприняты все возможные действия для их соблюдения.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика ФГБОУ ВО "БГУ им. академика И.Г. Петровского" нарушение ч. 1 ст. 24, ч. 2 статьи 8, п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе в части определения способа определения подрядчика не конкурентным способом.
2. Поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен и исполнен, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации не выдавать.
3. Не передавать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку истек срок привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "____."
Члены инспекции "____"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 июля 2024 г. N 032/06/99-870/2024 (ключевые темы: норматив накопления твердых коммунальных отходов - участники закупок - социально ориентированные некоммерческие организации - субъекты малого предпринимательства - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024