Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:
- <_> - председателя Инспекции, руководителя Пензенского Управления;
- <_> - члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области:
- <_> (представитель по доверенности);
со стороны индивидуального предпринимателя Григорьева Вячеслава Анатольевича (далее - ИП Григорьев В.А./предприниматель/поставщик):
- <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев представленные заказчиком - администрацией рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области документы и сведения об ИП Григорьеве В.А. (ИНН 583704634973), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения уполномоченным органом - администрацией Бековского района Пензенской области для нужд заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области электронного аукциона "Приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области" (извещение N 0155300031124000003 от 24.01.2024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
17.07.2024 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение заказчика о включении сведений об ИП Григорьеве В.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения уполномоченным органом для нужд заказчика электронного аукциона "Приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области" (извещение N 0155300031124000003 от 24.01.2024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 18.07.2024 назначено на 23.07.2024 в 16 часов 00 минут.
Представитель заказчика участвует в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
Представитель ИП Григорьева В.А. участвует в рассмотрении обращения в очном порядке.
Согласно обращению и пояснениям представителей заказчика между администрацией рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области и ИП Григорьевым В.А. 13.02.2024 заключен муниципальный контракт, по которому предприниматель обязался осуществить поставку и установку (монтаж) ротонды в соответствии со спецификацией к контракту в срок до 14.06.2024 включительно. В мае предприниматель приступил к исполнению контракта, поставив ротонду в разобранном виде на земельный участок, где предполагалась ее установка (монтаж). 29.05.2024 заказчик письмом обратил внимание поставщика на то, что монтируемая ротонда не соответствовала по своим техническим характеристикам параметрам товара, заявленным победителем закупки и отраженным в спецификации к контракту. После этого поставщик не обращался к заказчику с каким-либо запросами по вопросам исполнения контракта. 13.06.2024 ИП Григорьев В.А. разместил в ЕИС акт приемки товара. Поскольку в ходе предварительного осмотра поставленного товара были выявлены несоответствия в части отдельно взятых характеристик ротонды, администрацией было принято решение провести независимую экспертизу товара на основании заключенного контракта со специализированной экспертной организацией. По результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленная ротонда не соответствует условиям контракта, однако устранения носят производственный характер, образовались при изготовлении и монтаже ротонды и могут быть устранены. В этой связи администрацией был предоставлен 5-дневный срок для устранения соответствующих недостатков товара, но они не были устранены поставщиком. В этой связи 05.07.2024 заказчиком с учетом наличия ряда несоответствий поставленного товара, которые не были устранены, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области дополнительно отметил, что фактически ИП Григорьев В.А. поставил не тот товар, который требовался заказчику. Предусмотренный спецификацией пол, который должен был быть смонтирован на фундамент, у поставленной ротонды отсутствовал. У монтируемого объекта также отличался материал купола: вместо архитектурного бетона был использован стеклопластик. Конкретных предложений о внесении изменений в условия контракта в части характеристик поставляемого товара от ИП Григорьева В.А. не поступало. При этом к приемке был представлен товар с теми характеристиками, которые были изначально предусмотрены спецификацией к контракту. Надлежащего обоснования того, что характеристики и материалы ротонды, поставленной предпринимателем, являются улучшенными, в адрес заказчика не было представлено.
Из пояснений представителя ИП Григорьева В.А. следовало, что в ходе исполнения контракта представитель предпринимателя выезжал на объект, участвовал при производстве работ, взаимодействовал с заказчиком по всем возникающим вопросам. Поставщик не согласен с результатами проведенной по инициативе заказчика экспертизой товара. Данной экспертизой не подтверждено наличие существенных недостатков товара, которые бы препятствовали приемке товара. Более того, в ходе экспертного исследования допущена погрешность измерений, в частности, применительно к характеристике "высоте колонны", которую, по мнению предпринимателя, можно измерить иным образом в зависимости от уровня, начиная от которого проводится соответствующий замер. Указание эксперта на отсутствие такой характеристики как "Пол" также неправильное, поскольку фундамент одновременно выступает в качестве пола для ротонды. В этой связи однозначное и правильное установление соответствий/несоответствий товара возможно лишь в ходе проведения судебной экспертизы, где эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Кроме того, по мнению ИП Григорьева В.А., строительные нормы и правила при формулировании технического задания не были в полной мере соблюдены. Фактически ротонда поставлена на требуемое заказчиком место, о чем свидетельствуют фотографии и видео объекта, положительные отзывы местных жителей. Вопросы относительно размера деталей ротонды, отступлений от спецификации к контракту возникли лишь в процессе ее монтажа по месту установки, которое предварительно, до заключения контракта, у поставщика не было возможности изучить. Указанные отступления не были обусловлены желанием предпринимателя сэкономить на приобретении тех или иных материалов. Более того, ИП Григорьев В.А. закупил и использовал для покраски ротонды дорогостоящую краску, которая в 10 раз превышает рыночную цену. Материал купола был использован иной, так как при в случае монтажа бетонного купола зимой под весом снега увеличивалась нагрузка на колонны, возникала угроза безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся внутри объекта. Вопрос внесения изменений в контракт обговаривался с заказчиком только в устном порядке. Также считает, что срок для устранения выявленных недостатков, предусмотренный контрактом и составляющий 5 дней, слишком короткий, поскольку ротонду было необходимо разобрать и собрать заново с учетом обнаруженных несоответствий. Таким образом, выявленные недостатки ротонды, по мнению предпринимателя, не влияют на его использование по назначению, являются несущественными, улучшенными с точки зрения безопасности эксплуатации объекта.
В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 24.07.2024.
После перерыва представитель ИП Григорьева В.А. пояснил, что технический специалист со стороны предпринимателя указал на то, что заказчик при составлении технического задания должен был проводить геодезическое исследование, так как объект имеет признаки объекта капитального строительства.
В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв с 11 часов 40 минут до 11 часов 55 минут 24.07.2024.
После перерыва ИП Григорьевым В.А. представлены скриншоты электронный почты, на которых зафиксирована претензионная переписка сторон. Представитель предпринимателя дополнительно пояснил, что изготовление ротонды производилось не по единому договору, а посредством закупки отдельных элементов по счетам у разных поставщиков, однако часть материала была изготовлена непосредственно ИП Григорьевым В.А. По мнению предпринимателя, контракт исполнен в полном объеме, поскольку существенного нарушения условий контракта не допущено, объект может эксплуатироваться по его прямому назначению, без угрозы жизни и здоровью человека.
После перерыва представитель заказчика указал, что поддерживает заявленная требования, просит включить в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку контракт не исполнен, поставленная ротонда не соответствует условиям муниципального контракта.
В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.
24.01.2024 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155300031124000003 о проведении электронного аукциона "Приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0155300031124000003 от 02.02.2024 победителем признан ИП Григорьев В.А., который по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложил раньше другого участника наименьшую цену - 1 840 000,00 руб.
13.02.2024 между администрацией рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области и ИП Григорьевым В.А. заключен муниципальный контракт N 2. Реестровый номер контракта - 3580800198124000003.
В силу пункта 1.1 контракта предметом настоящего контракта является: приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области.
По настоящему контракту Поставщик обязуется в установленный контрактом срок осуществить поставку и установку (монтаж) ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области (далее - "Товар") в соответствии со Спецификацией (Приложение к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Спецификация к контракту (приложение N 2 к контракту) представлена следующим образом:
N п/п |
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, гарантийный срок товара, и (или) объем предоставления гарантий их качества, наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Стоимость (руб.) |
в том числе НДС (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Ротонда, общая высота, мм. - 4130; диаметр ротонды, мм. - 3800; диаметр пола, мм. - 5000; материал пола - архитектурный бетон; высота от пола до венчающего карниза, мм. - 3050; высота купола, мм. - 950; диаметр купола, мм - 3650; материал купола - архитектурный бетон; количество колонн, шт. - 6; диаметр колонны, мм. - 300; высота колонны, мм. - 3050; материал колонны - архитектурный бетон; количество секций балюстрады, шт. - 4; высота балюстрады, мм. - 1000; количество балясин в одной секции балюстрады, шт. - 5; материал балюстрады - архитектурный бетон; диаметр венчающего карниза, мм. - 4130; материал венчающего карниза - архитектурный бетон; цвет ротонды - белый. Гарантийный срок - 24 месяца. Страна происхождения - Российская Федерация. |
шт. |
1 |
1 840 000,00 |
0 |
1. Установка (монтаж):
1.1. Установка (монтаж) ротонды выполняется в соответствии с нормативными документами.
1.2. Работы должны быть выполнены с соблюдением техники безопасности, в соответствии с противопожарными, санитарно-гигиеническими и экологическими нормами и правилами.
1.3. Для установки (монтажа) ротонды необходимо выполнить следующие действия:
1.3.1. Разбивка фундамента диаметром не менее 5 метров;
1.3.2. Разбивка и устройство в фундаменте по центрам колонн "стаканов" глубиной не менее 1,2 метра размером не менее 200х200 мм из бетона с установкой и выпуском арматуры диаметром не менее 12 мм.
1.3.3. Монтаж в теле фундамента (плиты) арматурной сетки, связанной с арматурными выпусками в стаканах.
1.3.4. Заливка фундамента (плиты) бетоном толщиной не менее 200 мм. Фундамент должен быть отшлифован и покрыт фасадной краской в цвет ротонды.
1.3.5. Установка (монтаж) на фундаментную плиту конструкций ротонды.
1.3.6. Шпаклевка мест соединения конструкций ротонды и покраска ротонды фасадной краской.
Согласно пункту 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет и устанавливает Товар в срок с даты заключения контракта по 14 июня 2024 года.
Поставка и установка (монтаж) Товара осуществляются Поставщиком в рабочие дни с 08.00 часов до 17.00 часов по согласованию с Заказчиком.
Поставщик не менее чем за один рабочий день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место поставки.
Товар должен быть поставлен полностью.
Оказание услуг по установке (монтажу) Товара входит в срок поставки.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставленного Товара сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Пунктом 3.7 контракта предусмотрено, что при приемке Товара Заказчик проводит экспертизу в части его соответствия условиям настоящего контракта. Экспертиза может проводиться собственными силами Заказчика, или к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации.
Согласно пункту 5.1.1 контракта поставщик обязан поставить Заказчику Товар надлежащего качества, количества, комплектности в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и Спецификацией (Приложение к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 5.1.4 контракта установлено, что поставщик обязан произвести в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента предъявления претензии со стороны Заказчика замену Товара, в случае обнаружения несоответствия качества при приемке Товара в соответствии с условиями настоящего контракта.
В силу пункта 5.1.5 контракта поставщик обязан осуществить установку (монтаж) Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение к контракту).
Как следует из материалов по обращению, исполнение контракта характеризуется следующим.
29.05.2024 заказчик направил в адрес ИП Григорьева В.А. претензию (исх. N 157), в которой сообщил, что в ходе осуществления предварительного контроля качества и количества поставляемого товара и его соответствия спецификации при установке (монтаже) у заказчика возникли сомнения относительно соответствия характеристик монтируемых конструкций ротонды спецификации контракта. В результате инструментального обмера (рулеткой) технических характеристик конструкций ротонды установлены следующие отклонения фактических показателей от спецификации:
Наименование показателя |
Предусмотрено спецификацией |
Фактически |
Высота колонны, мм |
3050 |
2680 |
Высота балюстрады, мм |
1000 |
730 |
Количество балясин в одной секции балюстрады, шт. |
5 |
4 |
Данным письмом заказчик указал поставщику на необходимость строго руководствоваться условиями контракта, поскольку, в противном случае, при обнаружении несоответствий спецификации, заказчик будет вынужден отказаться от приемки товара, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на претензию заказчика (исх.N 157 от 29.05.2024) ИП Григорьев В.А. направил в адрес заказчика письмо (исх. б/н, б/д), в котором указал, что поставленный товар соответствует заключенному муниципальному контракту, доставлен и установлен точно в срок, а при обнаружении несоответствий либо при наличии оснований полагать, что результаты работ / услуг не соответствует требованиям контракта, Закон о контрактной системе обязывает заказчика провести экспертизу. Относительно установленных администрацией рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области отклонений фактических показателей от спецификации, а именно разногласий в высоте и количестве балясин, ИП Григорьев В.А. пояснил следующее: "_заказчиком в контракте не были учтены природно-климатические факторы, которые невозможно предварительно рассчитать, влияющие на высоту балясин, а также на их соответствие природным факторам (характеристика грунта и т.п.). Фактически высота не значительно визуально отличается от заявленной в муниципальном контракте, напротив, текущая высота обеспечивает безопасность в эксплуатации высотного объекта. Как и четное количество балясин в секции обеспечивает опору между столбами_". Дополнительно указал на то, что Закон о контрактной системе допускает поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Просил принять результат выполненных работ.
13.06.2024 ИП Григорьев В.А. осуществил поставку товара, в адрес заказчика поступил электронный документ о приемке товара.
14.06.2024 заказчик направил в адрес ИП Григорьева В.А. претензию (исх. N 186), в которой указал, что в результате комиссионного осмотра до осуществления приемки поставленного товара установлены расхождения характеристик товара относительно спецификации к контракту, которые подробно отражены в акте осмотра от 14.06.2024. В этой связи заказчик пришел к решению провести независимую экспертизу поставленного товара, до проведения экспертизы предложил поставщику устранить выявленные недостатки и привести товар в соответствие с условиями контракта.
Актом осмотра работ результата муниципального контракта от 14.06.2024 комиссия заказчика в результате инструментального обмера (рулеткой) технических и качественных характеристик ротонды установила ряд несоответствий спецификации, что отразила в соответствующей сравнительной таблице:
Наименование характеристики |
Предусмотрено спецификацией |
Фактически |
Общая высота, мм |
4130 |
4160 |
Цвет ротонды |
белый |
белый |
Диаметр пола, мм |
3800 |
отсутствует |
Материал пола |
Архитектурный бетон |
отсутствует |
Высота от пола до венчающего карниза, мм |
3050 |
2678 |
Высота купола, мм |
950 |
1082 |
Диаметр купола, мм |
3650 |
3500 |
Материал купола |
Архитектурный бетон |
Стеклопластик |
Количество колонн, шт |
6 |
6 |
Диаметр колонн, мм |
300 |
300 |
Высота колонн, мм |
3050 |
2700 |
Материал колонны |
Архитектурный бетон |
Не возможно установить без специальной экспертизы |
Количество секций балюстрады, шт |
4 |
4 |
Высота балюстрады, мм |
1000 |
820 |
Количество балясин в одной секции балюстрады, шт |
5 |
4 |
Материал балюстрады |
Архитектурный бетон |
Не возможно установить без специальной экспертизы |
Диаметр венчающего карниза, мм |
4130 |
3700 |
Материал венчающего карниза |
Архитектурный бетон |
Не возможно установить без специальной экспертизы |
Фундамент диаметр, мм |
5000 |
5000 |
Диаметр ротонды, мм |
3800 |
3400 |
Пункт 1.3.4 |
Фундамент должен быть отшлифован |
Фундамент не отшлифован |
В заключении комиссия, учитывая наличие отклонений и их характер, пришла к выводу о необходимости проведения независимой экспертизы поставленного товара на предмет его соответствия условиям муниципального контракта, техническому заданию.
В ответ на претензию заказчика (исх. N 186 от 14.06.2024) ИП Григорьев В.А. направил в адрес заказчика письмо (исх. б/н, б/д) следующего содержания:
"Допускаются отступления в сторону улучшения технических и /или функциональных характеристик товара/ работы относительно требований контракта.
В процессе выполнения работ с ответственными представителями Вашей администрации отступления от первоначального технического задания были скорректированы в сторону улучшения характеристик объекта.
В частности, глубина свай увеличена с 1,2 метра до 2 метров. С учетом улучшенных характеристик свайного основания, вместо арматурной сетки заложен арматурный пространственный каркас, диаметр арматуры 12 мм. Данные дополнительные затраты были нами проведены в целях улучшения характеристик объекта, его устойчивости относительного фактического состояния грунта, что позволит обеспечить безопасность объекта и его эксплуатации.
В этой связи, вынуждены отметить, что первоначальное техническое задание не отражало и не основывалось на изучении свойств грунта в месте установки ротонды, с учетом требований нормативно-технической документации.
Кроме того, дополнительно установлены за наш счет такие элементы классической ротонды как тумбы, капители, полки антаблимента и наружные антаблименты (своды). Кроме того, применение материала для купола (стеклофибробетон) позволяет снизить уровень нагрузок на колонны до нормативно допустимых.
С учетом опыта выполнения подобного рода работ, нами применена дорогостоящая краска, для основания ротонды (пола), что позволит значительно увеличить срок ее нормативной эксплуатации.
При этом, п.3 замечаний не обоснован и не соответствует спецификации (материал пола вообще не прописан в спецификации).
С учетом изложенного, разработанная Вами спецификация не соответствовала изначально требованиям нормативно-технической документации для такого рода объектов (включая ГОСТ, СП, СНиП), в связи с чем мы были вынуждены исполнить обязательные требования законодательства для устранения угрозы жизни и безопасности жителей Вашего поселка."
20.06.2024 заказчик в ответ на возражения поставщика направил в адрес ИП Григорьева В.А. письмо (исх. N 190), в котором сообщил, что к заказчику со стороны предпринимателя не поступало предложений по заключению дополнительного соглашения к контракту с целью изменения характеристик поставляемого товара, внесение изменений в контракт такого характера не согласовывалось сторонами. Также заказчик отметил, что при начале монтажа ротонды претензией от 29.05.2024 было обращено внимание поставщика на несоответствие монтируемой ротонды условиям контракта, в связи с чем предложено строго руководствоваться условиями заключенного контракта. В целях установления качества и характеристик товара условиям контракта заказчиком принято решение заключить контракт со специализированной экспертной организацией, чтобы провести его экспертизу.
26.06.2024 ООО "Лаборатория судебной экспертизы" составлен акт экспертного исследования N 249/16, предметом которого выступили следующие вопросы:
- соответствует ли поставленная поставщиком ИП Григорьевым В.А. ротонда условиям муниципального контракта N 2 от 13.02.2024 на приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области (извещение N 0155300031124000003);
- в случае выявления несоответствий ротонды условиям муниципального контракта N 2 от 13.02.2024 на приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области и/или законодательству Российской Федерации, каков характер нарушений, носят ли эти нарушения неустранимый характер.
Актом экспертного исследования N 249/16 от 26.06.2024 установлены следующие несоответствия поставленной ротонды условиям контракта:
- общая высота, мм. - 4170;
- диаметр ротонды, мм. - 3500;
- высота от пола до венчающего карниза, мм. - 2680;
- высота купола, мм. - 1070;
- диаметр купола, мм - 3500;
- материал купола - стеклопластик;
- диаметр колонны, мм. - 250-280;
- высота колонны с учетом пьедестала, мм. - 2680;
- высота балюстрады, мм. - 820;
- количество балясин в одной секции балюстрады, шт. - 4;
- диаметр венчающего карниза, мм. - 3700;
- пол - отсутствует.
В акте экспертного исследования N 249/16 от 26.06.2024 отражены следующие выводы:
1. Поставленная поставщиком ИП Григорьевым В.А. ротонда не соответствует условиям муниципального контракта N 2 от 13.02.2024 на приобретение ротонды для нужд администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области (извещение N 0155300031124000003).
2. Характер выявленных не соответствий носит производственный характер, не соответствия образовались при изготовлении и монтаже объекта закупки поставщиком. Не соответствия носят устранимый характер.
27.06.2024 заказчиком подписан мотивированный отказ в приемке товара, поставщику направлено соответствующие письмо (исх. N 208 от 27.06.2024), в котором заказчик на основании пунктом 5.1.4, 5.4.2 контракта требует устранить выявленные экспертом несоответствия товара до 04.07.2024.
В установленный срок недостатки поставленного товара устранены не были, 05.07.2024 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.3 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- в одностороннем порядке (односторонний отказ от исполнения контракта) в порядке, установленном гражданским законодательством;
- по решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из пункта 9.5 контракта, Заказчик вправе провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 523 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В связи с тем, что ИП Григорьевым В.А. не были исполнены надлежащим образом обязательства по контракту, заказчиком 05.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления ИП Григорьева В.А. о принятом решении следует считать 05.07.2024. 16.07.2024 - дата вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 17.07.2024, то есть в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из материалов по обращению, пояснений заказчика, ИП Григорьев В.А. в нарушение условий контракта поставил в адрес администрации ротонду с характеристиками, отличными от тех, что были предусмотрены спецификацией к контракту. По мнению, представителя предпринимателя контракт исполнен в полном объеме, поскольку существенного нарушения условий контракта не было допущено, объект может эксплуатироваться по его прямому назначению, без угрозы жизни и здоровью человека.
Относительно указанных доводов Инспекция Управления отмечает следующее.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Описание объекта закупки содержится в соответствующем электронном документе, которым установлено следующее:
п/п |
Наименование товара |
Ед. измерения |
Количество |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
1 |
Ротонда |
Шт. |
1 |
Общая высота, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Диаметр ротонды, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Диаметр пола, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Материал пола |
архитектурный бетон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Высота от пола до венчающего карниза, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Высота купола, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Диаметр купола, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Материал купола |
архитектурный бетон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Количество колонн, шт |
6 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Диаметр колонны, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Высота колонны, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Материал колонны |
архитектурный бетон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Количество секций балюстрады, шт |
4 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Высота балюстрады, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Количество балясин в одной секции балюстрады, шт |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Материал балюстрады |
архитектурный бетон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Диаметр венчающего карниза, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Материал венчающего карниза |
архитектурный бетон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Цвет ротонды |
белый |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком при формировании контракта в него включаются, в том числе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара, цену контракта.
Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 506 ГК РФ предметом договора поставки являются товары, производимые или закупаемые поставщиком и приобретаемые покупателем для использования в предпринимательской деятельности и в иных целях, не связанных с личным, семейным и другим подобным использованием.
Согласно статье 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По смыслу приведенной нормы товар должен соответствовать, прежде всего, характеристикам, зафиксированным сторонами при заключении сделки.
В настоящем случае муниципальный контракт по своей сути является договором поставки, его предмет - ротонда. Характеристики указанного товара прописаны в спецификации к контракту, которой заказчик и поставщик согласовали конкретные характеристики ротонды, необходимые муниципальному заказчику, при этом данные характеристики были заявлены ИП Григорьевым В.А. на этапе подачи заявок на участие в закупке самостоятельно. В этой связи предприниматель был обязан передать покупателю именно тот товар, который составляет предмет договора. Таким образом, передача товара с иными характеристиками, чем те, что согласованы в спецификации, не свидетельствует об исполнении обязательства по поставке.
По результатам проведения экспертизы поставленного товара, а именно актом экспертного исследования N 249/16 от 26.06.2024 установлен целый ряд несоответствий характеристик ротонды, которые также отражены в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в виде сравнительной таблицы:
Наименование характеристики |
Предусмотрено спецификацией |
Фактически |
Общая высота, мм |
4130 |
4170 |
Диаметр ротонды, мм |
3800 |
3500 |
Диаметр пола, мм Архитектурный бетон |
5000 |
отсутствует |
Высота от пола до венчающего карниза, мм |
3050 |
2680 |
Высота купола, мм |
950 |
1070 |
Диаметр купола, мм |
3650 |
3500 |
Материал купола |
Архитектурный бетон |
Стеклопластик |
Диаметр колонны, мм |
300 |
250-280 |
Высота колонны с учетом пьедестала, мм |
3050 |
2680 |
Высота балюстрады, мм |
1000 |
820 |
Количество балясин в одной секции балюстрады, шт |
5 |
4 |
Диаметр венчающего карниза, мм |
4130 |
3700 |
Таким образом, ИП Григорьевым В.А. был поставлен товар, который по своим техническим характеристикам отличен от того, что был предусмотрен спецификацией, по 12 параметрам, тогда как в общем техническое задание предусматривало 19 параметров. Более того, по таким характеристикам, как "диаметр ротонды", "материал купола", "высота балюстрады", "количество балясин", представленный товар не отвечает требованиям не только спецификации к контракту, но и описанию объекта закупки, где большая часть значений характеристик является диапазонной.
В ходе рассмотрения обращения представителем ИП Григорьева В.А. были заявлены доводы о том, что изначально составленное техническое задание заказчика не учитывало должным образом строительные нормы и правила. Часть допущенных отступлений, установленных экспертной организацией, являются погрешностью и следствием неправильного метода их измерения. Характеристики поставленной ротонды, несмотря на различия, являются улучшенными по отношению к первоначально заявленным в спецификации, поскольку в большей степени отвечают требования безопасности эксплуатации объекта, не несут в себе угрозу жизни и здоровью человека. Кроме того, обнаружение несоответствий отдельных элементов ротонды стали известны поставщику лишь при ее монтаже по месту, обозначенному заказчиком. Сроки для устранения выявленных недостатков были слишком короткие, так как для их устранения требовалось разобрать конструкцию и собрать ротонду заново с учетом обнаруженных несоответствий.
Пензенское УФАС России, в силу своей компетенции не может дать оценку относительно того, являются ли указанные характеристики улучшенными, при этом Инспекция отмечает, что ИП Григорьев В.А. не обращался в адрес заказчика с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту путем внесения изменений в спецификацию к контракту с целью замены товара, изначально предусмотренного контрактом, на товар с улучшенными характеристиками. Также ИП Григорьевым В.А. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих собственную позицию о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, поставка и монтаж ротонды с изначально предусмотренными спецификацией характеристиками создавало угрозу жизни и здоровью человека, а поставленный предпринимателем товар действительно обладает улучшенными характеристиками. Выявление поставщиком несоответствий ротонды при ее непосредственной установке, на наличие которых так же указывал заказчик в своем письме (исх. N 157 от 29.05.2024), не стало основанием для приостановки монтажных работ, для устранения допущенных отступлений от спецификации к контракту. Более того, вопреки обнаруженным как самим поставщиком, так и заказчиком, несоответствий характеристик ротонды, ИП Григорьевым В.А. 13.06.2024 был предъявлен акт приемки товара с характеристиками, которые соответствовали условиям контракта. 14.06.2024 заказчик в своей претензии также обращал внимание поставщика на наличие отступлений в части характеристик товара и предлагал устранить их до проведения независимой экспертизы. Таким образом, предприниматель был поставлен заказчиком в известность о наличии расхождений характеристик товара еще до направления отказа от приемки товара от 27.06.2024 (исх. N 208 от 27.06.2024), где был обозначен срок для устранения недостатков товара до 04.07.2024. Вместе с тем, ИП Григорьевым В.А. не представлено доказательств того, что поставщик намеревался устранить допущенные нарушения условий контракта, совершал какие-либо действия по их устранению как до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, так и после его принятия, но до вступления соответствующего решения в силу.
На заседании Инспекции представителем ИП Григорьева В.А. был заявлен довод о том, что при составлении технического задания заказчик должен был проводить геодезическое исследование, так как объект имеет признаки объекта капитального строительства.
Инспекция Управления отмечает, что в обоснование указанного довода ИП Григорьев В.А. на конкретные нормы законодательства о градостроительной деятельности не ссылался, каких-либо доказательств не предоставил. При этом представитель ИП Григорьева В.А. затруднился пояснить то, каким образом непроведение геодезического исследования повлияло на монтаж ротонды, элементы которой не соответствовали по своим размерам заявленным характеристикам, использование иного материала при изготовлении и установке купола.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Инспекция Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Григорьеве В.А. в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что обязательства по контракту предпринимателем не выполнены, поставленный товар не отвечает требованиям спецификации к контракту, устранение недостатков с целью приведения товара в соответствия с условиями контракта поставщиком не произведено.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - администрацией рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области об индивидуальном предпринимателе Григорьеве Вячеславе Анатольевиче включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
1. Сведения об индивидуальном предпринимателе Григорьеве Вячеславе Анатольевиче, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков:
1) Григорьев Вячеслав Анатольевич;
2) ИНН 583704634973;
3) ИКЗ 243580800198158080100100210012369244;
4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок 23098427.
2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе Григорьеве Вячеславе Анатольевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции <_>
Члены Инспекции <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 24 июля 2024 г. N 058/10/104-498/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024