Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 29 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" (далее - ООО "Брокер групп", заявитель) на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на ремонт участков пешеходных дорожек в с. Фершампенуаз, Нагайбакского района, Челябинской области (извещение N 0169300037024000006), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Фершампенуазского сельского поселения (далее -заказчик) главы Мухаметжанова Ерхана Амерхановича, Шильтинова Галимжана Саятхановича, Ишкиной Светланы Васильевны, действующих на основании решения N 15 от 13.09.2023, распоряжения N 42-р л/с от 15.09.2023; доверенностей NN 364, 365 от 25.07.2024;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.07.2024 поступила жалоба ООО "Брокер групп" на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на ремонт участков пешеходных дорожек в с. Фершампенуаз, Нагайбакского района, Челябинской области (извещение N 0169300037024000006) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.07.2024 в 16:14.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 577 302,77 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 22.07.2024.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0169300037024000006 от 23.07.2024.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "Брокер групп" заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы ООО "Брокер групп" согласились.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Преамбулой Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 определено, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300037024000006 начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей. Вместе с тем, в извещении о закупке дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
При этом необходимо отметить, что согласно "требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (с приложением к требованиям)", размещенным заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки, в пункте 2.2 ("Документы (их копии), подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товара в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе") определено, что дополнительные требования установлены в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Однако, указанное требование не нашло отражение в извещении о закупке, что свидетельствует о наличии противоречивой информации относительно требований к участникам электронного аукциона и является нарушением частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Кроме того, позицией 18 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 предусмотрен опыт работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, что по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, не является объектом рассматриваемой закупки.
Так, на заседании Комиссии представители заказчика не смогли подтвердить, что пешеходная дорожка в с. Фершампенуаз по ул. К. Маркса от почты до пер. Красноармейский, а также пешеходная дорожка по пер. Пионерский относятся к автомобильной дороге (входят в полосу отвода автомобильной дороги).
При этом, согласно Правилам благоустройства территорий населенных пунктов Фершампенуазского сельского поселения, утвержденным Решением Совета депутатов Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области N 9 от 13.04.2016 (далее - Правила), Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий населенных пунктов поселения, объектов их благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, застройщиками в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок содержания домашних животных, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров на производство указанных работ в границах населенных пунктов поселения (пункт 2 Правил).
Главой II Правил закреплены основные понятия. Так, благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (пункт 7 Правил); объекты благоустройства - искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, аллеи, внутридворовые пространства, сады, парки, лесопарки, пляжи, детские и спортивные площадки, хозяйственные площадки, а также кладбища; зеленые насаждения, газоны; мосты, пешеходные тротуары, иные дорожные сооружения и их внешние элементы; территории и капитальные сооружения автостанций; сооружения и места для хранения и технического обслуживания автомототранспортных средств, в том числе гаражи, автостоянки, парковки, автозаправочные станции, моечные комплексы; технические средства регулирования дорожного движения; устройства наружного освещения и подсветки; береговые сооружения и их внешние элементы; фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий, строений и сооружений, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные радиоэлектронные устройства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, адресные таблицы (указатели наименования улиц, номеров домов); заборы, ограждения (временные ограждения зоны производства работ), ворота; малые архитектурные формы, объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументального декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы, памятные доски),предметы праздничного оформления; сооружения и временные нестационарные объекты, в том числе торговые объекты, специально приспособленные для торговли лотки, торговые ряды; отдельно расположенные объекты уличного оборудования, в том числе оборудованные посты контрольных служб, малые пункты связи, объекты для размещения информации и рекламы (включая тумбы, стенды и другие сооружения или устройства), общественные туалеты, урны и другие уличные мусоросборники; места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления; рассматриваемые в качестве объектов благоустройства территории производственных объектов и зон инженерной инфраструктуры, зон специального назначения, а также соответствующие санитарно-защитные зоны; наружная часть производственных и инженерных сооружений; иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются законодательством о благоустройстве (пункт 27 Правил).
Администрация поселения обеспечивает выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства (дороги, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и иные) улично-дорожной сети (подпункт 1 пункта 68 Правил).
Работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают восстановление и замену покрытий дорог, проездов, тротуаров и их конструктивных элементов по мере необходимости (подпункт 1 пункта 74 Правил).
Следовательно, ремонт участков пешеходных дорожек, являющихся предметом рассматриваемой закупки относится не к работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги, а к работам по благоустройству, что, с учетом размера начальной (максимальной) цены контракта, предполагает необходимость установления заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Администрацией Фершампенуазского сельского поселения дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не установлены в нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Довод жалобы заявителя обоснован.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер групп" на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на ремонт участков пешеходных дорожек в с. Фершампенуаз, Нагайбакского района, Челябинской области (извещение N 0169300037024000006) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июля 2024 г. N 074/06/105-1622/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024