Резолютивная часть решения оглашена 30.07.2024
В полном объеме решение изготовлено 02.08.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Иванова А.Н. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований (измерений) по программе производственного контроля для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (изв. N 0369300024424000128), при дистанционном участии представителей ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (далее - заказчик) Конновой И.В., Заботкиной А.Э., действующих на основании доверенностей от 26.07.2024, от 29.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.07.2024 поступила жалоба ИП Иванова А.Н. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований (измерений) по программе производственного контроля для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (изв. N 0369300024424000128) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 15.07.2024 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 62 558,34 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.07.2024 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование о предоставлении участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе действующей лицензии на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах.
Как следует из технического задания (приложение N 1 к извещению), исполнителю необходимо оказать, в том числе услуги по исследованию смывов на обнаружение БГКП и стафилококка, определению ОМЧ и стафилококка в воздухе, исследованию пищевых продуктов на обнаружение БГКП, стафилококка и патогенной флоры.
Указанные услуги, составляющие предмет закупки, являются диагностическими исследованиями материала зараженного или с подозрением на зараженность микроорганизмами III-IV групп патогенности и составляют деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах (приложение к утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 46 положению о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах).
В соответствии с пунктом 19 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, подлежит лицензированию.
С учетом вида услуг, составляющих предмет закупки, установление заказчиком в извещении требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах, является правомерным. Указанная позиция отражена в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 29.07.2024 N 14/29-4439.
Заявитель не обеспечил свое участие в заседании Комиссии, доказательств обратного в материалы дела не представил.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части установления требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах.
Таким образом, доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.
1. Заказчиком в техническом задании (приложение N 1 к извещению) указано требование о наличии у исполнителя при оказании услуг действующей лицензии согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). Вид услуг: медицинская микробиология или бактериология; лабораторная диагностика.
При этом, требование о наличии соответствующей лицензии является требованием, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако, заказчиком в извещении, требованиях к содержанию, составу заявки не предусмотрено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") с видом услуг медицинская микробиология или бактериология; лабораторная диагностика. Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии неоднозначной информации в части требований к участникам закупки, что, в свою очередь, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в извещении, требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии действующего аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра "Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" с приложением области аккредитации. Требование установлено в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Вместе с тем, по мнению Комиссии антимонопольного органа, наличие действующего аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра не является требованием по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" указанный документ удостоверяет аккредитацию испытательного лабораторного центра в определенной области аккредитации и не подтверждает соответствие участника закупки требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, указание аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра в качестве требования к участникам закупки не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, с учетом того, что рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, и выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, Комиссия считает возможным не выдавать заказчику предписание.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Иванова А.Н. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований (измерений) по программе производственного контроля для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (изв. N 0369300024424000128) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, и выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 августа 2024 г. N 074/06/105-1651/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024