Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:
- заказчика: Антипенкова В.Н. (распоряжение исх. N 1169-лс от 06.09.2021);
- уполномоченного органа: Гамзатовой Т.М. (доверенность исх. N 038 от 12.01.2024); в отсутствие заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы; 2 рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23, в дистанционном режиме жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (далее - Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 17.07.2024 поступила жалоба Пономарева М.Д., согласно которой Заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме: "Поставка комплекта звукового оборудования с коммутацией" (извещение N0163300029424000559) были допущены нарушения Закона, а именно:
1) установленным техническим характеристикам закупаемого оборудования не соответствует товар ни одного производителя;
2) установленным техническим характеристикам закупаемого оборудования соответствует товар единственного производителя;
3) при описании объекта закупки неправомерно не применен код КТРУ;
4) начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований Закона;
5) в объекте закупки и проекте контракта содержатся разночтения (объектом закупки является поставка товара, а проектом контракта еще предусмотрена установка и ввод в эксплуатацию такого товара). Муниципальным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Муниципальное бюджетное учреждение культуры Дом Культуры "Шарм" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Администрация города Смоленска (далее - уполномоченный орган). Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласились. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия
установила
следующее. 11.07.2024 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N0163300029424000559 о проведении запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 7 807 691,46 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2024 NИЗК1 на участие в закупке заявку подал 1 (один) участник 3 закупки, заявка которого была признана соответствующей требованиям Извещения; участник закупки получил право подписать контракт.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункту 2 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта 4 закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по 5 регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 данной статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 10.07.2019 принято постановление N878 (далее - ПП РФ N878) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи. Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н). Объектом рассматриваемой закупки является поставка комплекса звукового оборудования с коммутацией (код ОКПД2 26.40.31.190). 6 В Извещении Заказчиком были установлены условия и ограничения допуска продукции в соответствии с требованиями ПП РФ N 878, Приказа N126н. Описание объекта закупки содержится в приложении к Извещению (далее - Техническое задание). Как пояснил представитель Заказчика, в каталоге отсутствует соответствующий код КТРУ, который бы в полной мере удовлетворял потребности Заказчика. Проанализировав изложенное выше, Комиссия отмечает, что поскольку в каталоге отсутствует позиция КТРУ содержащая требуемые Заказчику характеристики (доказательств обратного Заявителем не представлено), в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования, должно осуществляться в учетом требований статьи 33 Закона. При таких обстоятельствах, Заказчику при формировании описания объекта закупки в рамках Закона были предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Установлено, что в Техническом задании содержатся технические, качественные, функциональные характеристики закупаемого товара; указание на товарный знак в Извещении и Техническом задании отсутствует. Нарушений при описании объекта закупки выявлено не было.
Таким образом, соответствующий довод Заявителя не нашел своего подтверждения. В связи с тем, что на участие в закупке была подана 1 заявка, и Заказчиком при формировании НМЦК были получены 3 коммерческих предложения о поставке товара одного производителя, довод Заявителя о том, что установленным характеристикам не соответствует товар ни одного производителя не нашел своего подтверждения. Комиссия отмечает, что при проведении закупок Заказчик описывает объекты закупок, руководствуясь положениями Закона, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом, описание объекта закупки должно быть сформировано таким образом, чтобы совокупности установленных характеристик товара соответствует товар двух и более производителей.
Согласно пояснениям Заказчика, все установленные характеристики к приобретаемому оборудованию соответствуют его потребностям. Однако, документов, подтверждающих соответствие установленным в Техническом задании характеристикам товаров двух и более производителей, Заказчиком представлено не было, что свидетельствует о нарушении требований статьи 33 Закона. Данные обстоятельства косвенно подтверждаются информацией, представленной Заказчиком: три коммерческих предложения, в которых был предложен товар одного производителя (STUDIOMASTER); товар данного производителя также был предложен единственным участником закупки. С учетом изложенного выше второй довод нашел свое подтверждение.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона (пункт 1);
- проект контракта (пункт 5). 7 При этом, требования установленные к закупаемому товару должны оцениваться в общей совокупности с документами, размещенными в единой информационной системе (включая Техническое задание и проект контракта).
Согласно проекту контракта, являющемуся приложением к Извещению, поставщик обязан не только поставить товар, но и осуществить его монтаж, наладку, а также провести обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (пункты 1.1, 4.1.5, 4.1.4 контракта).
Таким образом, в рамках обжалуемой закупки помимо поставки товара, будут оказываться также сопутствующие услуги (монтаж, наладка, обучение специалистов...). При этом, поставка и оказание услуг также были предусмотрены при расчете НМЦК, поскольку поступившие коммерческие предложения были сделаны с учетом оказания услуг.
На основании изложенного пятый довод Заявителя признан необоснованным. Комиссия отмечает, что Смоленское УФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 Закона. Указанными полномочиями наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Рассмотрение довода Заявителя о нарушении действующего законодательства при формировании НМЦК не относится к компетенции Управления. С учетом изложенного выше, Комиссия приходит к выводу о необходимости направления копий жалобы и решения Управления в Контрольно - ревизионное управление Администрации города Смоленска для рассмотрения указанного довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на положения Извещения муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом Культуры "Шарм", уполномоченного органа - Администрация города Смоленска при проведении запроса котировок в электронной форме: "Поставка комплекта звукового оборудования с коммутацией" (извещение N0163300029424000559) обоснованной в части.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры "Шарм" города Смоленска нарушения требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать котировочной комиссии, муниципальному заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения 8 вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии ]
Члены Комиссии: (
2024-3283
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 24 июля 2024 г. N 067/06/33-458/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024