Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в рассмотрении обращения представителей:
- заказчика: Трушкиной Н.В. (доверенность исх. N б/н от 24.07.2024) (дистанционный режим);
- ответчика: Куриленко Д.П. (приказ N 1 от 16.04.2021, паспорт) (личное участие); в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N 19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами 2 ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" (далее также - Ответчик, подрядчик, Исполнитель) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Текущий ремонт кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона, д.25" (извещение N0163100004124000022),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Текущий ремонт кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона, д.25" (извещение N0163100004124000022).
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 27.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение N 0163100004124000022.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) -1 352 786,28 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений N ЦПА1 от 04.04.2024 на участие в электронном аукционе заявки подали 2(два) участника закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером 152 - 1 346 022,50 руб.;
- участником с идентификационным номером 219 - 1 352 786,28 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 05.04.2024 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям Извещения; участник закупки с идентификационным номером 152 (ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД") был признан победителем и получил право подписать контракт. 18.04.2024 между Заказчиком и ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" был заключен контракт N 01631000041240000220001 на выполнение работ по текущему ремонту кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 25 (далее - контракт).
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от 3 исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в U 1 U U и U единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленные контрактом сроки выполнить работы по текущему ремонту кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона, д.25 (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к контракту), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта цена контракта, определена по итогам электронного аукциона и в соответствии с протоколом согласования контрактной цены (приложение N 2 к контракту) составляет 1 346 022,35 руб.
В соответствии с положениями контракта подрядчик обязан:
- выполнить работы, согласно условиям контракта, в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к контракту) (пункт 3.1.1);
- выполнить работы с использованием своих материалов и применением своего оборудования (пункт 3.1.2);
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (пункт 3.1.3).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта подрядчик выполняет работы собственными силами в полном объеме в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к контракту).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта срок выполнения работ: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта за два рабочих дня до начала выполнения работ подрядчик предоставляет Заказчику список сотрудников и транспортных средств, 4 необходимых для выполнения работ для оформления пропуска.
В соответствии с пунктом 4.4 контракта не ранее даты выполнения работ в полном объеме и не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты выполнения работ подрядчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке выполненных работ. Датой поступления Заказчику документа о приемке выполненных работ, подписанного подрядчиком считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик. К документу о приемке выполненных работ подрядчик должен приложить акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в акте о приемке выполненных работ, приоритет имеет информация, содержащаяся в акт о приемке выполненных работ размещенная в ЕИС.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта срок действия контракта устанавливается с даты его заключения и действует по 31.08.2024 включительно, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения сторонами.
Как указано выше между Заказчиком и ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" 18.04.2024 был заключен контракт N 01631000041240000220001 на выполнение работ по текущему ремонту кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 25; срок выполнения работ - 60 календарных дней с даты заключения контракта, т.е. до 17.06.2024 включительно; срок действия контракта (включает в себя срок исполнения обязательств по контракту как подрядчиком (в части выполнения работ), так и Заказчиком (в части принятия и оплаты выполненных работ)) с даты заключения контракта до 31.08.2024. 11.06.2024 Ответчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N б/н), содержащее предложение о расторжении контракта по соглашению сторон, ввиду невозможности исполнения контракта. 19.06.2024 Заказчиком в адрес Ответчика направлена претензия (исх. N 31 23/33938@) о необходимости начала выполнения работ. В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту 04.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 04.07.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" в установленный частью 13 статьи 95 Закона 10-дневный срок не предпринял действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта, датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 16.07.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, Ответчик к выполнению работ так и не приступил.
Согласно пояснениям Ответчика Общество не смогло своевременно приступить к выполнению работ, поскольку испытывало финансовые трудности, было произведено сокращение штата сотрудников. Ответчик ошибочно полагал, что срок выполнения работ был установлен до 31.08.2024.
Кроме того, Заказчиком принято решение об одностороннем 5 расторжении контракта ранее, чем истек срок действия контракта. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. 6 Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. 7 Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате осуществления Комиссией проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта было установлено, что Заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюдена, а ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" надлежащим образом уведомлено о принятом Заказчиком решении.
Также Комиссия отмечает, что принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, делая свое ценовое предложение потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений. При принятии своего решения Комиссия исходила из следующего:
- Ответчиком были нарушены сроки предоставления сведений о лицах, которые 8 будут осуществлять работы (необходимость предоставления таких документов изначально была предусмотрена контрактом и Извещением);
- Ответчик не приступил к исполнению контракта;
- Заказчик не получил тот результат, на который рассчитывал при заключении рассматриваемого контракта - текущий ремонт произведен не был;
- ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" не исполнило надлежащим образом, предусмотренные контрактом обязательства;
- доказательств невозможности исполнения контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Ответчиком не представлено;
- документы, подтверждающие принятие Ответчиком мер для своевременного исполнения взятых на себя обязательств отсутствуют. Следовательно, в действиях Ответчика при исполнении контракта усматривается недобросовестное поведение и у Комиссии имеются основания для включения в Реестр информации об Обществе с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД".
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком - Управлением Федеральной налоговой службы России по Смоленской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" (214018, Смоленская область, город Смоленск, пер. Ново-Киевский, д. 4 Б, оф. 333; ИНН 6732210102; ОГРН 1216700005873 дата регистрации 16.04.2021) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Куриленко Дениса Петровича (ИНН 672906466123) включить в Реестр сроком на 2 (два) года в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 18.04.2024 N 01631000041240000220001 на выполнение работ по текущему ремонту кровли и фасада по адресу:
г. Смоленск, ул. Багратиона.
2. Датой включения информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ РОД" (214018, Смоленская область, город Смоленск, пер. Ново-Киевский, д. 4 Б, оф. 333; ИНН 6732210102; ОГРН 1216700005873 дата регистрации 16.04.2021) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Куриленко Дениса Петровича (ИНН 672906466123) в Реестр считать регламентированную дату размещения указанной информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном 9 порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии Да I раздел Дата II раздел III раздел Обща та Регламентир Фактич Итого регистр Регламентир Фактич Итого Регламентир Фактич Итого я соб ованная еская проср ации ованная еская проср ованный еская проср итогов дата дата очка дата дата очка срок дата очка ыт контрол ая направления направл в днях принятия принят в днях изготовления изготов в днях И Я заказчиком ения по ьным решения ИЯ по решения и ления по проср сведений заказчи I органом решени II размещения решени III очка в ком раздел обраще я раздел сведений в я и раздел в днях контрольный сведени У У ЕИС размеще У ния (I+II+I орган й ния заказчик сведени II а й в ЕИС раздел ы) 04.0 18.07.
18.07. 18.07.2024 25.07.2024 25.07. 29.07.2024 29.07. 7.20 2024 2024 2024 2024 24
2024-3294
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 25 июля 2024 г. N ВШ/3057/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024