Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в дистанционном режиме в рассмотрении обращ ения представителя ответчика: Беляевой О Н. (паспорт); в отсутствие представителя заказчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения обращения; в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ шиши Him 2 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Индивидуальном предпринимателе Беляевой Оксане Николаевне (далее - Ответчик, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Благоустройство общественной территории с установкой детской игровой площадки в с. Темкино по ул. Ефремова" (извещение N 016330000332000016),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Беляевой Оксане Николаевне в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона с извещением N016330000332000016.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 13.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N016330000332000016 о проведении электронного аукциона: "Благоустройство общественной территории с установкой детской игровой площадки в с. Темкино по ул. Ефремова". Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 046 784.21 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 21.02.2024 NЦПА1 заявки подали 5 (пять) участников закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером 444480 - 1 657 894,87 руб. (снижение составило 19%);
- участником с идентификационным номером 455665 - 1 668 128,80 руб.;
- участником с идентификационным номером 454072 - 1 913 743,12 руб.;
- участником с идентификационным номером 451609 - 1 964 912,77 руб.;
- участником с идентификационным номером 450751 - 1 975 146,70 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2024 NИЭА1 победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 444480 (ИП Беляева О.Н.), который получил право заключить контракт. 06.03.2024 между Заказчиком и ИП Беляевой О.Н. был заключен контракт N0163300003324000016-652147-1072184 по благоустройству общественной территории с установкой детской игровой площадки в с. Темкино по ул. Ефремова (далее - контракт) на сумму 1 657 894,87 руб.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от 3 исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству общественной территории с установкой детской игровой площадки в с. Темкино по ул. Ефремова (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии со сметной документацией (приложение N1), ведомостью объемов работ (приложение N2), техническим заданием (приложение N3), графиком выполнения работ (приложение N4), являющимися неотъемлемой частью контракта, действующими нормативными правовым актами, на условиях, в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта место выполнения работ: Смоленская область, Темкинский район, с. Темкино, ул. Ефремова. 4 В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составляет 1 657 894,87 руб без НДС.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта оплата по контракту производится за счет средств бюджета Темкинского сельского поселения Темкинского района Смоленской области (в том числе субсидия из бюджета Смоленской области).
В соответствии с пунктом 2.5 контракта Заказчик производит оплату поэтапно в соответствии с графиком оплаты работ (приложение N5), путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в валюте Российской Федерации (рубль) за фактически выполненные работы в срок не позднее 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ, указанных в пункте 1.1 контракта: с 13.05.2024 по 25.07.2024.
Предусмотрены отдельные этапы выполнения работ. Промежуточные сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение N4).
Согласно приложению N 4 к контракту срок устройства детской площадки с 13.05.2024 - 17.06.2024.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению работ и выполнять работы в сроки, установленные контрактом.
В соответствии с пунктом 4.2.2 контракта Заказчик обязан произвести оплату выполненных Подрядчиком работ в размере, указанном в пункте 2.1 контракта и в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 и пунктом 2.5 контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2024, но в любом случае до полного исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта Подрядчик по окончании выполнения работ в течение 5 (пяти) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке в соответствии с требованиями части 13 статьи 94 Закона.
В соответствии с пунктом 6.6 контракта Заказчик не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона) производит приемку выполненных работ и осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Как было указано выше, 06.03.2024 между Заказчиком и ИП Беляева О.Н. был заключен контракт N0163300003324000016-652147-1072184; срок выполнения работ: с 13.05.2024 по 25.07.2024. 29.05.2024 Заказчиком в адрес Ответчика направлено письмо (исх. N 654), в котором указывалось о необходимости начала выполнения работ по контракту. 11.06.2024 Ответчиком в адрес Заказчика были направлены документы о приемке выполненных работ. 21.06.2024 Заказчиком в адрес Ответчика было направлено письмо (исх. N 770), в 5 котором сообщалось, что представленные документы о приемке выполненных работ не соответствуют условиям заключенного контракта. 24.06.2024 Подрядчиком составлены акты освидетельствования скрытых работ NN 1-8. 04.07.2024 Заказчиком составлен акт о невыполнении работ, согласно которому работы, предусмотренные первым этапом контракта не выполнены, работы предусмотренные вторым этапом контракта не выполняются. В связи с тем, что Ответчиком не были выполнены работы по контракту 04.07.2024 Заказчиком было принято реш ение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащ его уведомления Ответчика считается 04.07.2024, т.е. дата размещ ения в единой информационной системе реш ения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.07.2024 Подрядчиком в единой информационной системе размещ ены документы о приемке выполненных работ. 14.07.2024 ИП Беляевой О.Н. в адрес Заказчика направлено информационное письмо (исх. N б/н), в котором сообщ алось, что работы по устройству детской площ адки выполнены в соответствии с графиком выполнения работ до 10.06.2024.
Также указано, что игровое оборудование изготовлено, резиновая плитка приобретена, но ее укладка отложена в связи с неоплатой и неподписанием Заказчиком документов о приемке работ, в том числе актов скрытых работ. 16.07.2024 Заказчик разместил в единой информационной системе мотивированный отказ от приемки выполненных работ. Поскольку Заказчиком не было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 16.07.2024.
Как пояснил представитель Ответчика, им были выполнены следующие работы на объекте:
- произведена планировка участков;
- вывезен грунт, под которым оказался бетонный фундамент (был разобран и вывезен; данный вид работ не был предусмотрен сметой);
- постелен геотекстиль и уложен щебень;
- закуплен и установлен бортовой камень;
- изготовлено игровое оборудование и закуплена резиновая плитка для детской площадки. Однако, Заказчиком работы приняты не были, как и не было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 6 Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в 7 реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. 8 Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия Управления, проанализировав изложенное выше отмечает, что достаточных оснований полагать, что Ответчик при исполнении своих обязательств по контракту действовал недобросовестно не имеется, в связи с чем, оснований для включения информации об Индивидуальном предпринимателе Беляевой Оксане Николаевне в Реестр не имеется. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области в отношении Индивидуального предпринимателя Беляевой Оксане Николаевне в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 06.03.2024 N0163300003324000016-652147-1072184, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Благоустройство общественной территории с установкой детской игровой площадки в с. Темкино по ул. Ефремова" (извещение N 0163300003324000016), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
2024-3311
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 25 июля 2024 г. N ВШ/3071/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024