Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
врио руководителя управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
При участии в дистанционном режиме:
от Поставщика - представителя по доверенности;
Заказчик явку представителей не обеспечил,
рассмотрев обращение Заказчика - департамента образования Администрации Ямальского района о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 269-А/24 от 22.03.2024 на поставку мягкого инвентаря, цена контракта 4 746 916, 75 (извещение N 0190300000424000269) с ООО "Центр регионального развития", и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из решения Заказчика об одностороннем отказе от муниципального контракта от 05.07.2024 (далее - решение об одностороннем отказе) следует, между департаментом образования Администрации Ямальского района (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Центр регионального развития" (далее - Поставщик) заключен муниципальный контракт N269-А/24 от 22 марта 2024 года (далее - Контракт) на поставку мягкого инвентаря на сумму 4 746 916 (четыре миллиона семьсот сорок шесть тысяч девятьсот шестнадцать) рублей 75 копеек.
В соответствии с п. 5.7 и п. 14.1.1 и приложением N2 к контракту, обязательства по контракту должны быть исполнены до 31.07.2024.
Поставщику направлен запрос от 22.05.2024 N80 о предоставлении информации о ходе исполнения контракта и предоставлении документации, подтверждающей качество и безопасность подлежащего поставке товара в соответствии с п. 6.1.10 контракта. Ответ на данный запрос, а также запрашиваемые документы предоставлены не были.
Поставщику повторно направлен запрос от 18.06.2024 N118 о предоставлении информации о ходе исполнения контракта и предоставлении документации, подтверждающей качество и безопасность подлежащего поставке товара в соответствии с п. 6.1.10 контракта. Ответ на данный запрос, а также запрашиваемые документы предоставлены не были.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил условия исполнения контракта и не предоставил в адрес Заказчика никакой информации, подтверждающей намерения исполнения обязательств по контракту.
В связи с вышеизложенным и на основании п.п 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 12.3.1 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.07.2024 N ММ/2353/24 представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-496/2024 из которых следует, что в соответствии с п 5.1 контракта, в случае возникновения потребности в поставке единицы (единиц) Товара, Заказчик, исходя из потребности, формирует заявку на поставку единицы (единиц) Товара и направляет Поставщику на электронный адрес.
Согласно п. 5.2 Контракта согласование заявки Поставщиком осуществляется путем ее подписания и направления Заказчику.
В соответствии с п. 5.3 Контракта согласованную (подписанную поставщиком) заявку Поставщик должен направить Заказчику в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки. Заявка считается согласованной Поставщиком, если Поставщик получил заявку, но в течение срока не направил Заказчику ответ о ее согласовании.
В соответствии с п. 1-32 Приложения 1 (Спецификация) к Контракту цвет товара: в ассортименте, по согласованию с Заказчиком
Согласно п. 5.7 Контракта сроки поставки единицы Товара: по 31 июля 2024 г.
27.03.2024 г. Заказчик направил заявку на поставку товара N 1 от 27.03.2024 г. на поставку носков, колгот, джемперов, перчаток и легинсов.
После этого велась официальная переписка между Поставщиком и Заказчиком. Также велась активная переписка с представителями Заказчика в мессенджере WhatsApp.
В своих письмах Поставщик указывал на следующие обстоятельства:
1. В соответствии с п. 8-28 Приложения 1 (Спецификация) к Контракту в позициях Джемпер детский указаны следующие характеристики товара: Плотность: 170 г./м2, Материал: Трикотаж из плотного футера с лайкрой (двунитка). Данная плотность ткани и материал соответствует футболочной ткани, но никак не на изготовление теплых джемперов. Во избежание поставки продукции (детские джемпера/толстовки), которые будут соответствовать техническому заданию в Контракте, но будет полностью не пригодна для использования детьми по назначению, необходимо внести изменение в Контракт с целью устранения технической ошибки при описании объекта закупки и исключения проблем при приёмке товара.
2. В описании объекта закупки не были указаны расцветки изделий, а при согласовании расцветок изделий предъявляются требования к специфическим расцветкам, которые не применяются в базовых решениях. Если Заказчик планировал специфические цветовые решения в поставляемой продукции, то необходимо было заявить о желаемых расцветках в извещении. Конкретные цветовые расцветки могли быть одним из факторов при принятии решения об участии в закупки.
В ходе взаимодействия в рамках исполнения Контракта, вопрос с техническими характеристиками товара и цветовыми решениями так и не был урегулирован со стороны Заказчика, что делало невозможным поставку товара в соответствии с условиями Контракта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.03.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 269-А/24 по результатам закупки N 0190300000424000269 (далее - Контракт).
05.07.2024 принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 16.07.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам:
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Проведя анализ представленных материалов дела, Комиссия Управления установила следующее:
Согласно п. 5.1 контракта в случае возникновения потребности в поставке единицы (единиц) Товара, Заказчик, исходя из потребности, формирует Заявку на поставку единицы (единиц) Товара и направляет Поставщику на электронный адрес.
Согласно п. 5.2 контракта согласование заявки Поставщиком осуществляется путем ее подписания и направления Заказчику.
Из материалов дела следует, что заявка N 1 на поставку товара к контракту от 22.03.2024 N269-А/24 была сформирована и утверждена заместителем начальника департамента образования Администрации Ямальского района 26.03.2024.
Заявка N2 на поставку товара к контракту от 22.03.2024 N269-А/24 была сформирована и утверждена заместителем начальника департамента образования Администрации Ямальского района 02.05.2024.
Согласно заявкам на поставку товара, цвет, размер (рост) всей продукции, а также вид и сезонность варежек/перчаток согласовываются с Заказчиком дополнительно.
Поставщик в адрес Заказчика направил письмо Nб/н, из которого следует, что после согласования расцветки товара, Поставщик обязан отшить "сигнальные образцы" и отправить на согласование Заказчику. После согласования Заказчиком "сигнальных образцов" в производство будет запущена вся партия. В порядке информации, Поставщик сообщил, что 90% продукции, поставляемой в рамках контракта, находится на складе и готова к отправке.
02.04.2024 ответным письмом с исх. N41 Заказчик уведомил Поставщика об отсутствии в контракте обязательств пошива "сигнальных образцов" изделий. К тому же, Заказчик просил направить цветовые варианты изделий для избирательного согласования.
Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, из которого следует, что плотность ткани джемпера, указанная в спецификации (приложение N1 к контракту) не соответствует материалу, используемую при изготовлении джемперов. По мнению Поставщика, данная плотность соответствует футболочной ткани. Во избежание поставки продукции (детские джемпера/толстовки), которая будет соответствовать техническому заданию контракта, но будет полностью не пригодна для использования детьми по назначению, Поставщик настаивал на согласовании "пилотных" образцов джемперов, а также Поставщик предложил заключить дополнительное соглашение на поставку товара с улучшенными характеристиками.
Также Поставщиком были направлены цветовые варианты джемперов: синий, темно-синий, черный, светло-серый, молоко, красный. Состав: хлопок - 95 %, лайкра - 5 %, плотность ткани - 230 грамм на кв. метр.
03.04.2024 письмом с исх.N42 Заказчик выразил удовлетворительное согласие относительно изменений технических характеристик ткани на поставляемую продукцию "джемпер". Вместе с тем, Заказчик посчитал нецелесообразным вносить изменения в контракт путем подписания дополнительного соглашения.
24.04.2024 письмом с исх. N59 Заказчик сообщил Поставщику, что по рекомендациям психологов, для джемперов необходимо использовать другие цветовые решения.
27.04.2024 Поставщик повторно направил письмо Заказчику с просьбой согласовать базовые расцветки ткани, поскольку контрактом не были предусмотрены специфические цветовые решения. Также поставщик повторно сообщил, что плотность ткани джемперов соответствует футболочной и не может относиться к продукции второго слоя.
На заседании Комиссии представитель Поставщика сообщил, что при участии в разных закупочных процедурах заказчики различно подходят к понятию "джемпер". При подаче заявки на участие в закупке у Поставщика не возникло каких-либо вопрос относительно данного понятия. Однако, при общении с Заказчиком уже непосредственно после подписания контракта, выяснилось, что для региона с особыми климатическими условиям, поставка джемперов с плотностью ткани, предусмотренной контрактом-невозможна, поскольку плотность не может относиться к продукции второго слоя одежды. В связи с чем, Поставщик настаивал на внесении изменений в контракт.
При этом, на заседании Комиссии, Поставщик сообщил, что готов был поставить товар без увеличения цены контракта, при условии приведения технических характеристик ткани в соответствие.
С учетом изложенного, Комиссия Управления пришла к следующим выводам:
При рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении участника закупки в Реестр, контрольный орган обязан проверить совокупность всех действий, которые связаны с исполнением контракта.
Однако, Заказчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении
Комиссия учитывает, что Обществом совершены действия, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что действия Поставщика были направлены на урегулирования вопроса касательно цветовых решений и плотности материала товаров.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Центр регионального развития", представленную департаментом образования Администрации Ямальского района о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 269-А/24 от 22.03.2024 на поставку мягкого инвентаря, цена контракта 4 746 916, 75 (извещение N 0190300000424000269) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 июля 2024 г. N 089/10/104-496/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024