Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев обращение Заказчика - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 07/04-04/0190300001324000098 от 11.03.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое здание", цена контракта 1 534 774,28 (извещение N 0190300001324000098), с ИП Буриев Файзиддин Сафаралиевич (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (от 09.07.2024 N 89-160/285001-08/2430, далее - Решение заказчика об одностороннем отказе) следует, что между МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" и ИП Буриев Файзиддин Сафаралиевич заключен муниципальный контракт от 11.03.2024 N 07/04-04/0190300001324000098 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое здание", расположенного по адресу: ЯНАО, Пуровский район, д. Харампур, ул. Агичева д.1 и д.3 (далее - Контракт).
Согласно пункту 4.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства приступить к выполнению работ с 10.04.2024 года и выполнить их до 15.08.2024, в соответствии с Графиком производства работ (приложение N2 к контракту). Согласно графика с 10.04.2024 по 30.05.2024 должны быть выполнены демонтажные работы, с 01.06.2024 приступить к устройству пола и выполнить их по 25.07.2024, устройство проемов с 01.06.2024 по 25.07.2024, устройство цоколя с 01.07.2024 по 10.08.2024. Между тем, вопреки условий заключенного Контракта работы не начаты. Сроки выполнения вышеуказанных работ Подрядчиком нарушаются. На текущий день работы в рамках контракта идут с отставанием на 40 дней от Календарного (линейного) графика производства работ.
03.06.2024 Подрядчику было направлено письмо с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ. Требования были проигнорированы, работа на объекте не ведется. Не обеспечено надлежащее количество рабочих, материалы не доставлены на объект, что влечет за собой отставание, нарушения графика производства работ. Отставание явно свидетельствуют о том, что работы не могут быть завершены в установленный срок.
Кроме того, нарушается пункт п.5.2.7, 5.2.31 контракта, не предоставляются еженедельные отчеты о ходе выполнения работ, Подрядчик ежедневно, до 08 часов 50 минут местного времени, не информирует в телефонном режиме, представителя Заказчика о ходе выполнения ремонтных работ, о планах на текущий день при исполнении контракта, при нарушении которых Заказчик в том числе имеет право принять решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Не ведется общий и специальные журналы учета выполненных работ с момента начала производства работ в порядке, определенном Приказом Минстроя РФ от 2.12.2022 г. N 1026/пр., в нарушении п.7.6.1 контракта.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 11 марта 2024 года N 07/04-04/0190300001324000098 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое здание".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 23.07.2024 N ММ/2367/24 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление размещено в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте (ЕИС), направлено Подрядчику на адрес электронной почты, указанный в ЕИС fsburiev@mail.ru, на адрес A89129170107@yandex.ru , который указан при заключении контракта.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 16.5 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта, в установленных контрактом случаях.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.03.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 07/04-04/0190300001324000098.
09.07.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2024 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 09.07.2024 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 22.07.2024.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 22.07.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 11.03.2024.
Подрядчик нарушил условия Контракта, а именно не исполнил взятые на себя обязательства по Контракту.
Согласно п. 16.5 Контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта, в том числе в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ по настоящему Контракту (в том числе сроков, установленных Графиком производства работ, при наличии такого графика) по причинам, не зависящим от Заказчика.
Из п.4.1 контракта следует, что Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с 10 апреля 2024 года и выполнить их до 15 августа 2024 года, в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N2 к настоящему муниципальному контракту). Контракт заключен 11.03.2024.
Акт передачи объекта для выполнения строительно-монтажных работ объекта стороны контракта подписали 02.05.2024.
Заказчик письмом от 03.06.2024 исх. N89-160/285001-08/1880 сообщил Подрядчику, что на сегодняшний день работы на объекте не ведутся, необходимые материалы не завезены, требует незамедлительно приступить к выполнению работ по капитальному ремонту объекта.
Подрядчик письмом от 08.07.2024 (без номера) сообщил Заказчику причины нарушения сроков исполнения контракта, а именно что на объекте поживала семьи с маленькими детьми до 21.06.2024, что явилось причиной несвоевременной доставки на объект материалов и рабочих. Также при проведении обследования объекта было выявлено несоотвествие объемов по техзаданию с фактическими, а некоторые работы небыли учтены вообще.
Заказчик письмом от 19.07.2024 N89-160/285001-08/2594 сообщил Подрядчику, что причины, указанные в письме от 08.07.2024 не являются достоверными. Сведения о несоответствии объемов, указанных в техническом задании с фактическими, голословны и не соответствуют действительности, ранее Подрядчиком не заявлялись.
Вопреки условиям заключенного Контракта, работы не начаты и не выполнялись. Сроки выполнения работ Подрядчиком нарушаются. Требования о незамедлительном выполнении работ игнорировались. На текущий день работы в рамках Контракта идут с сильным отставанием от Календарного (линейного) графика производства работ. Рабочие отсутствуют, материалы не доставлены на объект, еженедельные отчеты о ходе выполнения работ не предоставлялись и не информировались в телефоном режиме. В нарушение п.7.6.1, контракта не представлены общий и специальные журналы учета выполненных работ, в порядке, определенном Приказом Минстроя РФ от 2.12.2022 г. N 1026/пр.
Подрядчиком на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Подрядчика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Действия Подрядчика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Подрядчик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дополнительно Комиссией установлено, что ранее обращения о включении информации об ИП Буриев Ф.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по фактам одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, уже поступали в контрольный орган, в связи с существенными нарушениями ИП Буриев Ф.С. обязательств по иным контрактам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Буриев Файзиддин Сафаралиевич (ИНН 891105621126), по обращению МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 07/04-04/0190300001324000098 от 11.03.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое здание", цена контракта 1 534 774,28 (извещение N 0190300001324000098), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Буриев Файзиддин Сафаралиевич (ИНН 891105621126), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 июля 2024 г. N 089/10/104-500/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024