Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранов И.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Войнова М.К. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Ражев С.В. - член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Ермолаева А.Ю. - представителя МАУ "Благоустройство" (доверенность б/н от 26.06.2024), - Киселевой Е.С. - представителя ООО "Калипсо" (доверенность б/н от 25.06.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа МАУ "Благоустройство" (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Калипсо" (далее также - ООО "Калипсо", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по благоустройству общественной территории: "Место встречи: благоустройство парковой зоны - этап реновации пешеходного кольца города Павлово", номер извещения 0132600007224000022, 2024-15962 2
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 08.02.2024 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - "Фабрикант" - размещено извещение электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 889 785,44 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 NИЭА1 общество и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом аукционная комиссия заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "Калипсо" по цене 20 970 708,28 рублей.
3) 28.02.2024 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским 2024-15962 3 законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее. Разделом 1 Контракта определен предмет договора: "1.1.
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по комплексному благоустройству общественной территории "Место встречи: благоустройство парковой зоны - этап реновации пешеходного кольца города Павлово" (далее - Работа, Объект) в строгом соответствии с Технической частью (Приложение N 1 к Контракту), условиями Контракта и действующей нормативно-технической документацией, а Заказчик принимает на себя обязательство принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Качество выполняемых Подрядчиком Работ и применяемых товаров (материалов) должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Контрактом, Технической частью Контракта, а также требованиям промышленной безопасности, стандартов и сводов правил, технических регламентов, строительных норм и правил, иных нормативных актов, включая требования энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также в соответствии с экологическими параметрами, установленными отраслевыми нормативными правовыми актами, техническими регламентами и иными отраслевыми актами к Работам, подлежащим выполнению по предмету Контракта.
1.3. Объёмы и характер работ, предусмотренные в п. 1.1. настоящего Контракта, определены Технической частью (Приложения N 1 к Контракту). 1.4.
Существенными условиями настоящего Контракта для Сторон являются: цена Контракта, сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, качество работ, наличие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту в период действия Контракта.
1.5. При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение Работы, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте". Комиссией Нижегородского УФАС России установлено: 11.07.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N1 от 11.07.2024.
Основанием для принятия вышеуказанного Решения является следующее: "По состоянию на момент принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта: Признаки начала работ на объекте или иной деятельности со стороны ООО "Калипсо" направленной на выполнение условий контракта N2 от 28.02.2024 г. (п.п.3.2.1.) отсутствуют; Документы запрашиваемые для обеспечения соответствия условиям Контракта, устанавливаемого детского и спортивного оборудования (п.п.5.2.3.
- 5.2.6., 5.3.4., 5.3.2.27.) - предоставлены частично; Мероприятия обязательные к выполнения перед началом работ на объекте (п.п.5.3.2.5.
- 5.3.2.7., 5.3.6.) - не выполнены. Подрядчик неоднократно извещался о необходимости соблюдения условий контракта, и устранения выявленных замечаний, что подтверждается письмами Заказчика от 29.03.2024 N39, от 05.04.2024 N43, от 12.04.2024 N50, от 16.04.2024 NN51-54, от 24.04.2024 N 2024-15962 4 N58,59, от 12.05.2024 NN77,78, от 03.06.2024 N82, от 18.06.2024 N97, от 08.07.2024 N100".
Согласно пункту 3.1. Контракта, Работы по настоящему контракту должны производиться Подрядчиком с даты заключения Контракта до 1 сентября 2024 года. На Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель Заказчика пояснил аналогичную позицию, указав на ненадлежащее исполнение Обществом своих обязательств по Контракту. Из пояснений Общества следует: Письмом Исх. N 79/24 от 15.04.2024 г. Поставщик сообщил, что часть проектно-сметной документации, включающую в себя, в том числе, планировочные решения, привязки устанавливаемого оборудования к местности, указания на существующие коммуникации, обладающие охранными зонами, Заказчиком предоставлены не были и просил предоставить указанную информацию. Письмом Исх. N82/24 от 18.04.2024 года Поставщик повторно запросил предоставить схему расстановки оборудования с привязками к местности и существующим объектам, а также просил согласовать проект информационного щита.
Также Поставщик сообщил Заказчику, что МАФы изготовлены на 70% и после передачи и установки МАФов на объекте, вместе с комплектом закрывающих документов Заказчику будут предоставлены оригиналы технического паспорта, сертификатов качества, инструкции по эксплуатации, ТУ, протоколов испытаний, сертификатов.. Исх. N96/24 от 16.05.2024 Поставщик сообщил о готовности производства работ на объекте и установки оборудования, а также сообщил об отсутствии строительной готовности объекта для осуществления земляных работ и установки МАФов, что подтверждается фотографиями объекта, сделанными 16.05.2024, а также в очередной раз просил Заказчика предоставить схемы расстановки оборудования на объекте. 05.06.2024 года Товар полностью был произведен и передан на склад для хранения. Письмом. Исх. N114/24 от 14.06.2024 г. Поставщик сообщил, что оборудование готово к установке, о чем сообщалось неоднократно, а также об отсутствии строительной готовности площадки к осуществлению работ по установке МАФов, фотографии прилагаются. Просил сообщить Заказчика о готовности площадки.
Согласно письму Вх. N100 от 08.07.2024 года Заказчик впервые уведомил о готовности площадки к установке МАФов.
Согласно письму Исх. N136 от 17.07.2024 года Подрядчик уведомил, что 19.07.2024 г. готов приступить к выполнению работ по установке МАФов на площадке, в случае необходимости - организовать разгрузку Товара на складе Заказчика Письмом Вх. N 79/24 от 19.07.2024 г. Заказчик направил ответ, в соответствии с которым у ряда поставляемых товаров отсутствует сертификат соответствия на поставляемый Товар. 24.06.2024 г. действие одного из семи сертификатов на 3 позиции МАФ N ЕАЭС RU С- RU.НА 46.
В.02485/21 было прекращено. Производитель направил гарантийное письмо о замене 3-х МАФов с предоставлением действующего сертификата соответствия не позднее 10.08.2024 г. Кроме того, согласно пункту 3.1. Контракта, Работы по настоящему контракту должны производиться Подрядчиком с даты заключения Контракта до 1 сентября 2024 года. 11.07.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N1 от 11.07.2024. 2024-15962 5 Представитель Общества пояснил, что Общество имело намерение исполнить свои обязательства по контракту в полном объеме, что подтверждается вышеописанными обстоятельствами, однако Заказчик препятствовал выполнению работ.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 2024-15962 6 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 11.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 11.07.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 23.07.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). 2024-15962 7 Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Калипсо" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные МАУ "Благоустройство" об ООО "Калипсо", в реестр недобросовестных поставщиков не включать. 2024-15962 8 В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.В. Баранов Члены комиссии: М.К. Войнова С.В. Ражев Исп.Ражев С.В. тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703 2024-15962
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 июля 2024 г. N РНП 52-219-24-СВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024