Резолютивная часть решения оглашена "31" июля 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "01" августа 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Кухарской Н.Е. - |
руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Гилевой И.С. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- Спицыной Л.В. - начальника Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска, распоряжение N 41-К от 03.10.2016,
рассмотрев дело N 042/06/31-1145/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска законодательства в сфере закупок при проведении запроса котировок в электронной форме N 0139300019724000211 "Оказание услуг по ведению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта",
установила:
26.07.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Брокер Групп" (вх. N 8447-ЭП/24) на действия заказчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска при проведении запроса котировок в электронной форме N 0139300019724000211 "Оказание услуг по ведению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта".
По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушением требований ФЗ N 44-ФЗ, а именно: требование к участникам закупки о наличие СРО в области строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено неправомерно.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
18.07.2024 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Прокопьевска было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0139300019724000211 "Оказание услуг по ведению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта".
Начальная максимальная цена контракта - 6 312 365,59 рублей.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 3 извещения заказчиком установлены следующие требования: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду возмещения вреда должен соответствовать цене муниципального контракта N 01393000197240001660001 от 10.06.2024 года выполнение работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, сквер Трудовой доблести, 534 946 236,55 рублей (уровень ответственности должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль). Наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ (уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должен соответствовать цене контракта N 01393000197240001660001 от 10.06.2024 года выполнение работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, сквер Трудовой доблести, 534 946 236,55 рублей (уровень ответственности должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль)".
Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывай людей, перемещения людей и грузов.
Рассматриваемый объект (стела трудовой доблести) не обладает признаками сооружения, указанными в пункте 23 части 2 статьи 2 ФЗ N 384-ФЗ, ввиду следующего:
Во-первых, не представляет собой объемную строительную систему, состоящую из несущих, ограждающих строительных конструкций.
Во-вторых, не предназначен для выполнения производственных процессов, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России представитель заказчика пояснил, что стела трудовой доблести относится к объекту капитального строительства (сооружение) на основании того, что объект предназначен для временного пребывания людей и данный объект прочно связан с землей.
Комиссия Кемеровского УФАС России не согласна с тем, что стела трудовой доблести относится к объекту капитального строительства на основании того, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества"". Следовательно, наличие отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь объекта с земельным участком, в данном случае наличие фундамента, не является достаточным критерием для отнесения это объекта (стела) к объекту капитального строительства.
Кроме того, временное пребывание людей, согласно рассматриваемой закупки, предусмотрено не на стеле, а на площади для проведения массовых мероприятий вокруг стелы.
С учетом вышеизложенного сооружение является результатом строительства. Между тем, стела, как следует из проектной документации, должна не строиться, а устанавливаться.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что поскольку стела, не является объектом капитального строительства, на нее не распространяется требование Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено заказчиком с нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска при проведении запроса котировок в электронной форме N 0139300019724000211 "Оказание услуг по ведению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Благоустройство сквера Трудовой доблести с установкой Стелы трудовой доблести в г. Прокопьевске" в рамках капитального ремонта" обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска нарушившим требования части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/31-1145/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены комиссии: И.С. Гилева
Т.В. Сиворонова
|
|
Исп.Сиворонова Т.В.
тел.(3842) 36-27-53
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 1 августа 2024 г. N 042/06/31-1145/2024 (ключевые темы: строительный контроль - участники закупок - капитальный ремонт объектов капитального строительства - технический заказчик - контроль в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024