Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены комиссии: Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России представителей: заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (далее - ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области", Заказчик) - Столярова А.А. действующего на основании доверенности N 11 от 29.07.2024, в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "НСТ" (далее - ООО "НСТ", Общество, Подрядчик) - о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, в отсутствии представителя генерального директора ООО "НСТ" Ясько Тимофея Александровича (далее - генеральный директор Ясько Т.А.) - о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в ЕИС, явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, рассмотрев обращение ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "НСТ", генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Т.А., в связи с расторжением контракта Заказчиком в одностороннем порядке, на основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 25.07.2024 г. поступило обращение ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области" (вх. N 3278/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "НСТ", генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Т.А., в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на оказание услуг по капитальному ремонту крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литера В) (номер реестровой записи в реестре контрактов 1450108911024000009).
В обоснование своих доводов ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области" указало следующее. Между Заказчиком и Подрядчиком 05.06.2024 г. заключен государственный контракт N 0343100003524000006 на оказание услуг по капитальному ремонту крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литер В) на сумму 4 012 416 (Четыре миллиона двенадцать тысяч четыреста шестнадцать) рублей 54 копейки без НДС.
Согласно условиям контракта, Подрядчик обязан выполнить работы в срок до 31 июля 2024 г. Пунктом 2.3. Контракта установлено, что Заказчик осуществляет в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика авансовый платеж в размере 30% от цены государственного контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения государственного контракта. Аванс в размере 1 203 724 рублей 90 копеек перечислен Заказчиком на счет Подрядчика платежным поручением от 07.06.2024 г. N 279.
По состоянию на 29.07.2024 г. Подрядчик к выполнению работ не приступал, на направленные письма и претензии не отвечает. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 4.2.4 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 4.2.4. контракта, Заказчиком 10.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "НСТ", генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Т.А.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил N 1078, в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка действий Заказчика в рамках расторжения Контракта N 0343100003524000006 от 05.06.2024 г. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее. 05.06.2024 г. между ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области" и ООО "НСТ" заключен контракт N 0343100003524000006 на оказание услуг по капитальному ремонту крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литера В) (номер реестровой записи в реестре контрактов 1450108911024000009).
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения контракта от 05.06.2024 г.
установила
следующее.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта, "Подрядчик" по заданию "Государственного заказчика" обязуется оказать услуги по капитальному ремонту крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литера В) (далее - работы) и передать их результат "Государственному заказчику", а "Государственный заказчик" обязуется принять и оплатить выполненные "Подрядчиком" надлежащим образом и в надлежащий срок работы и их результат согласно условий настоящего Контракта. Предусмотренные настоящим Контрактом работы выполняются "Подрядчиком" согласно локальному сметному расчету и техническому заданию (Приложение N1, 2), являющимися неотъемлемыми приложениями к настоящему Контракту. Выполнение работ производится в срок: до 31 июля 2024 с момента заключения контракта (пункт 1.2 раздела 1 контракта). Из пункта 1.3 раздела 1 контракта следует, что работы, указанные в пункте 1.1. настоящего Контракта, выполняются иждивением "Подрядчика", т.е. силами, средствами с использованием материалов и комплектующих изделий "Подрядчика" с учетом режима работы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области. Цена Контракта устанавливается согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N ИЭА1 от 02.05.2024 года и составляет 4 012 416 (четыре миллиона двенадцать тысяч четыреста шестнадцать) рублей 34 коп., без НДС. Цена контракта включает стоимость выполнения всего перечня и объема работ, указанных в техническом задании, в том числе затраты на материалы, изделия, оборудование, рабочий инвентарь и инструмент используемый в ходе выполнения работ, вывоз мусора с объекта, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других выплаченных или подлежащих выплате платежей, прочие расходы, связанные с выполнением работ (пункт 2.1 раздела 2 контракта). Из пункта 2.3 раздела 2 контакта следует, что "Государственный заказчик осуществляет в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Подрядчика" авансовый платеж в размере 30 % от суммы государственного контракта в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента заключения государственного контракта. Из содержания пункта 4.3 раздела 4 контракта следует, что Подрядчик обязан: 4.3.1.
Выполнить работы и сдать их результат Государственному Заказчику в сроки, определенные настоящим Контрактом. 4.3.2.
Качественно выполнить работы в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТ, строительными нормами и правилами, техническими условиями в сроки, определенные настоящим Контрактом. 4.3.3.
Выполнить работы самостоятельно, используя свои инструменты, оборудование, материалы, изделия и доставить их за счет собственных средств к месту выполнения работ.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 контакта, Государственный Заказчик вправе: 4.2.4.
Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также из пункта 7.3 раздела 7 контракта следует, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Комиссией установлено, что после заключения контракта Заказчик, принятые на себя обязательства исполнял в соответствии с условиями Контракта от 05.06.2024 г. Заказчиком 07.06.2024 г. платежным поручением N 279 был перечислен аванс на счет Подрядчика в размере 1 203 724 рублей 90 копеек. Представленная в материалы дела переписка сторон свидетельствует о том, что побуждение Подрядчика приступить и выполнять условия контракта предпринимались Заказчиком, в частности, в адрес Подрядчика было направлено требование от 24.06.2024 г. исх. N 46/ТО/4/3-1868.
Ранее также в адрес Подрядчика со стороны Заказчика направлялись письма от 13.06.2024 г. исх. N 46/ТО/4/1-1746, от 20.06.2024 г. исх. N 46/ТО/4/1-1820 с просьбой приступить к работам. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что вопреки требованиям пункта 1.2 контракта ООО "НСТ" к исполнению обязательств не приступило, на направленные письма и претензии от Заказчика ответов не направляло. Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что как следует из обращения Заказчика, а также пояснений его представителя, данных в ходе заседания Комиссии, ООО "НСТ" до даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта к оказанию услуг, предусмотренных условиями контракта от 05.06.2024 г. не приступило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Кроме того, ООО "НСТ" было уведомлено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения обращения ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области", Обществу и его генеральному директору представлена возможность направления в контрольный орган в сфере закупок документов и сведений, которые бы свидетельствовали о принятии со стороны Подрядчика мер для надлежащего исполнения контракта от 05.06.2024 г. Вместе с тем, документы в адрес Комиссии Курганского УФАС России, подтверждающие исполнение обязательств по контракту со стороны ООО "НСТ", не были представлены. Поскольку услуги оказаны не были Заказчику, последний воспользовался своим правом, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пунктом 4.2.4 раздела 4 контракта, положениями гражданского законодательства, 10.07.2024 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что по состоянию на дату принятия решения со стороны Заказчика, Подрядчик к выполнению работ не приступил, на претензии не реагирует, Заказчик воспользовался своим правом и принял решение отказаться от исполнения контракта.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено в ЕИС 10.07.2024 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта автоматически с использованием ЕИС направлено Подрядчику - ООО "НСТ" 10.07.2024 г. в 13:03 (МСК).
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Поскольку никаких действий от Подрядчика не последовало, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 23.07.2024 г. Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, нарушений порядка размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и порядка направления обращения Заказчика о включении сведений о Подрядчике, в действиях ФКУ "ИК N 4 УФСИН России по Курганской области", Комиссией Курганского УФАС России не установлено, на дату проведения заседания Комиссии вышеназванное решение Заказчика в досудебном и судебном порядке не отменено, предметом оспаривания в арбитражном суде не является. Относительно причин и обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. В период времени с момента заключения контракта и до принятия решения Заказчиком никакие работы на объекте Подрядчиком не выполнялись. Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что Подрядчиком принятые на себя обязательства по контракту не выполнены, к оказанию услуг ООО "НСТ" не приступило, предусмотренный условиями контракта аванс в адрес Общества перечислен Заказчиком своевременно. Оценивая поведение Общества как недобросовестное Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что несмотря на обязанность приступить к оказанию услуг по капитальному ремонту крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литера В) с момента заключения контракта, своевременность перечисления авансирования со стороны Заказчика, Подрядчик мер к исполнению принятых на себя обязательств не предпринял. При разрешении вопроса о наличии в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения Комиссией было учтено, что ООО "НСТ" был получен аванс в размере 1 203 724 рублей 90 копеек, а сумма исполненных обязательств - 0. Подрядчиком доказательств принятия мер к надлежащему исполнению принятых обязательств в адрес контрольного органа в сфере закупок не поступило. Оценивая поведение стороны по договору - ООО "НСТ", Комиссия Курганского УФАС России проанализировала переписку сторон, документы и сведения, представленные в материалы дела Заказчиком, а также размещенные в ЕИС.
В результате анализа Комиссия отмечает, что все вышеперечисленное не характеризует поведение ООО "НСТ" в рамках рассматриваемого контракта как добросовестное.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе). Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что, получив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком не предпринималось мер к устранению нарушений и отмене Заказчиком принятого решения. Комиссия отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что неисполнение принятых на себя обязательств стало невозможным для Подрядчика по объективным, независящим от него причинам или ввиду обстоятельств непреодолимой силы. Часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе гласит, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Комиссия Курганского УФАС России, оценивая фактические обстоятельства дела, констатирует, что в связи с существенными нарушениями со стороны Подрядчика, у Заказчика были основания расторгнуть данный контракт от 05.06.2024 г. в одностороннем порядке, доказательств обратного со стороны Подрядчика в материалы дела не представлено. Проанализировав документы и сведения, письменные и устные пояснения Заказчика, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если контрольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 13 Правил N 1078, Комиссией Курганского УФАС России сторонам была предоставлена возможность направления сведений и документов, которые могли послужить доказательством доводов стороны. Заказчик, осуществляющий капитальный ремонт крыши здания корпуса для содержания спецконтингента (Литера В) за счет бюджетных средств, вправе требовать четкого исполнения условий контракта со стороны Подрядчика.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, Подрядчик, как общество с ограниченной ответственностью, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. В рассматриваемом случае Подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения государственного контракта, не проявил необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед Заказчиком обязательств по контракту. В рассматриваемом случае сроки, указанные в контракте, имеют существенное значение, значимы для Заказчика. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения обязательств по контракту, ООО "НСТ" в материалы дела не представлено. Принимая решение об участии в закупке и подав соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного Закона. ООО "НСТ", взяв на себя обязательства по исполнению условий контракта, осознавало риск наступления неблагоприятных для него последствий.
Таким образом, ООО "НСТ" не приняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, по исполнению контракта, заключенного с Заказчиком, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении деятельности, что подтверждается представленными в контрольный орган в сфере закупок материалами. Ненадлежащее исполнение договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность удовлетворения нужд Заказчика. Относительно соразмерности установления правовой ответственности, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НСТ" (ИНН 4345528776, КПП 434501001), генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Тимофея Александровича (ИНН 434596542631) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НСТ" (ИНН 4345528776, КПП 434501001), генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Тимофея Александровича (ИНН 434596542631) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Обща собы Регла Фактич Ито регистр Регла Факти Ит Регламе Факт Ито я тия менти еская го ации менти ческая ого нтирова ическ го итого рован дата про контро рован дата про нный ая прос вая ная направл сроч льным ная принят сро срок дата роч проср дата ения ка в органо дата ия чка изготовл изгот ка в очка напра заказчи дня м приня решен в ения овлен днях в влени ком х по обраще тия ия дня решения ия по днях я сведени I ния решен х и реше III (I заказч й разд заказчи ия по размеще ния и разд +II+II иком елу ка II ния разме елу I сведен раз сведений щени разде ий в дел в ЕИС я лы) контр у сведе ольны ний в й ЕИС орган 23.07. 25.07.2 24.07.20 25.07.20 01.08.2 30.07.2 02.08.202 01.08. 2024 024 24 24 024 024 4 2024 В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: / И.М. Стрижова
Члены Комиссии: / М.П. Чеботина / А.А. Голуб
2024-2674
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 июля 2024 г. N 045/10/104-421/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024