Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Верзун Ю.Д., Члены комиссии: Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Назаров И.Г., Специалист-эксперт отдела контроля закупок Романенко В.В., с участием представителей заказчика: Администрации Богандинского муниципального образования (далее - заказчик), Азиатова В.Р. по доверенности N б/н от 29.07.2024, Павленко А.В. по доверенности N б/н от 29.07.2024, в отсутствие заявителя: ООО "Тендер-голд" (далее - заявитель, Общество) извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения поступившей жалобы, рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Тендер-голд" на действия заказчика Администрации Богандинского муниципального образования при проведении электронного аукциона на сбор и утилизация крупногабаритного мусора (реестровый номер закупки 0167300040224000006),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Тендер-голд" на действия заказчика Администрации Богандинского муниципального образования при проведении электронного аукциона на сбор и утилизация крупногабаритного мусора. Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что в техническом задании указано, что подрядчику надлежит осуществлять сбор и утилизацию строительного мусора, который относится к V классу опасности на который подрядчику не требуется наличия соответствующей лицензии, при этом строительные отходы относятся как к IV классу на который требуется наличие лицензии, так и к V классу опасности, на утилизацию которых соответствующая лицензия не требуется, что по мнению заявителя приводит к ограничению количества участников закупки. Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на жалобу заявителя, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной. Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что Администрации Богандинского муниципального образования являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на сбор и утилизацию крупногабаритного мусора, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 381 458,66 рублей. Информация об электронном аукционе была размещена 16.07.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300040224000006 Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, что также отражено в пункте 9 письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.11.2015 N АС-03-03- 36/20364 "О лицензировании деятельности" (вместе с "Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности").
Таким образом, в соответствии с законодательством РФ о лицензировании оказывать услуги, являющиеся предметом закупки, возможно только при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с наличием в приложении к лицензии:
- видов отходов, указанных в техническом задании и в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов;
- видов деятельности по отходам указанным выше: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов. Следовательно, если утилизации подлежит строительный мусор, отнесенный заказчиком, например, к IV классу опасности на основании разработанного паспорта отходов, следовательно, в структурированной форме извещения об осуществлении закупки заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии. При этом, в техническом задании заказчик обязан указать код по ФККО тех отходов, которые подлежат утилизации и на которые разрабатывался соответствующий паспорт отходов в котором также содержится указание на класс опасности ликвидируемых отходов. Техническим заданием (описанием объекта закупки), а также приложением N 1 к муниципальному контракту предусмотрен следующий перечень работ: N Наименование, виды работ Технические характеристики работ п/п 1 Сбор крупногабаритного мусора 1.1.
Сгребание строительного мусора с применением спецтехники. 2 Утилизация строительного 2.1. Погрузка строительного мусора в автотранспортные средства с мусора применением спецтехники.
2.2. Вывоз строительного мусора автотранспортными средствами. 3 Благоустройство территории 3.1. Планировка территории механизированным способом.
3.2. Отсыпка территории песком. Абзацем 14 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Статьёй 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что организация транспортирования отходов осуществляется в том числе, при обязательном наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности. Пунктом 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" разъяснено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" предусмотрены например, такие отходы как:
1) кислота соляная ингибированная отработанная, загрязненная солями кальция и магния (код 4 11 215 15 10 2) - II класс опасности;
2) отходы пропитки битумно-полимерной для упрочнения асфальтобетонного покрытия (код 8 26 143 11 31 3) - III класс опасности;
3) отходы изделий из цветных металлов в смеси с преимущественным содержанием меди при проведении строительных и ремонтных работ на радиационно-опасных объектах (код 8 85 121 11 72 3) - III класс опасности;
4) отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4) - IV класс опасности;
5) мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности (код 8 90 011 11 72 5) - V класс опасности;
6) жмых подсолнечный (код 3 01 141 31 29 5) - V класс опасности. Локально-сметным расчетом содержащимися в приложении к извещению о закупке предусмотрены следующие виды работ: сгребание строительного мусора грейдером, очистка участка от мусора, погрузка в автотранспортное средство: мусор строительный с погрузкой грейдером, перевозка грузов автомобилями бортовыми. Действительно, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов строительный мусор относится как к IV, так и к V классу опасности. Подтверждением отнесения отходов к конкретному классу опасности является паспорт отходов, выданный на основании акта обследования мест складирования мусора. Пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" предусмотрено, что настоящий порядок устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности, следовательно, на отходы V класса паспорт не составляется. Пунктом 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1026 предусмотрено, что паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, и паспорта отходов, не включенных в ФККО. Пунктом 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1026 предусмотрено, что документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов. Пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе, проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется. Заказчик в возражениях на жалобу заявителя ссылается на акт N б/н от 17.07.2024 обследования места складирования крупногабаритного мусора составленный представителями Администрации Богандинского муниципального образования, который приобщен в материалы рассматриваемого дела. Из содержания акта обследования места складирования крупногабаритного мусора следует, что комиссией установлен морфологический состав отходов: отходы железобетонных конструкций зданий и сооружений, отходы деревянных конструкций зданий и сооружений, отходы цемента в кусковой форме. На вопрос Комиссии Тюменского УФАС России представителям заказчика о том, составлялся ли паспорт отходов на ликвидируемый мусор, представители заказчика сообщили что паспорт отходов не составлялся. Установление класса отходов возможно не иначе как путем обследования места складирования отходов, что Комиссия Тюменского УФАС России в силу своих полномочий делать не вправе. Действительно, в соответствии с законодательством о контрактной системе, у заказчика отсутствует обязанность по размещению в ЕИС в сфере закупок в составе извещения об осуществлении закупки такого документа как паспорт отходов, а равно не обязывают заказчика предоставлять паспорта отходов на стадии подачи заявок на участие в закупке. Необходимо также отметить, что требования экологического законодательства не освобождают от обязанности по разработке паспорта отходов. Отсутствие обязательного паспорта отходов в котором указывается информация о видах отходов и классе опасности ставит под объективное сомнение потребность заказчика в транспортировании отходов конкретного (в рассматриваемом случае, только IV либо только V класса опасности) и как следствие, не позволяет потенциальным участникам закупки определить возможность участия в закупке и надлежащим образом выполнить работы, требующие наличия соответствующей лицензии, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация транспортирования отходов осуществляется в том числе, при обязательном наличии именно паспорта отходов I - IV класса опасности, вместе с тем, акт обследования места складирования крупногабаритного мусора в соответствии с императивными требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не является обязательным условием при наличии которого возможно осуществлять транспортирование отходов I - IV класса опасности.
В ходе анализа извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком в лице Администрации Богандинского муниципального образования не разработан паспорт отходов с которыми придется работать подрядчику в ходе исполнения контракта, имеющийся у заказчика акт обследования места складирования крупногабаритного мусора не перечислен в части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в числе условий при наличии которых осуществляется транспортирование отходов. Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать указанный довод, изложенный в поступившей жалобе заявителя обоснованным в части отсутствия на момент осуществления закупки разработанных паспортов на транспортируемые отходы, в отношении которых будут выполняться работы в составе лицензируемого вида деятельности, и обязательное наличие которых необходимо для транспортирования отходов в соответствии с требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, что указывает на нарушение заказчиком требований части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, при этом, выявленные нарушения не могут быть устранены путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, поскольку у заказчика паспорт отходов отсутствует. Координацию и регулирование деятельности в области обращения со свалками отходов осуществляет Департамент недропользования и экологии Тюменской области, при этом, порядок ликвидации отходов образуемый на территории соответствующего муниципального образования возложен непосредственно на органы местного самоуправления. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе, вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В рассматриваемом случае, с точки зрения специального законодательства регламентирующего осуществление государственных (муниципальных) закупок именно муниципальный заказчик определен в качестве субъекта который осуществляет процедуру закупки, и как следствие, осуществляет достижение цели обеспечения муниципальных нужд, в этой связи, вопросы координации вопросов местного значения между различными органами местного самоуправления не устраняют ответственность муниципального заказчика который осуществлял такую закупку в случае установления факта нарушения законодательства о контрактной системе. Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об отмене (аннулировании) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Поскольку факт существенного нарушения законодательства о контрактной системе подтвержден, Комиссия Тюменского УФАС России
решила
выдать обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки об отмене (аннулировании) процедуры закупки. В дальнейшем заказчику надлежит учесть позицию, изложенную в настоящем решении по делу. При этом, в случае установления заказчиком отходов, относящихся к IV классу опасности (лицензируемый вид деятельности), разработки соответствующего паспорта отходов подтверждающего указанный класс опасности отходов, в этой связи, заказчик обязан установить именно в составе структурированной формы извещения об осуществлении закупки ЕИС в сфере закупок требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии (пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-голд" обоснованной.
2. Признать заказчика в лице Администрации Богандинского муниципального образования нарушившей требования части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица в связи с отсутствием нормы предусматривающей административную ответственность в рассматриваемом случае.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: Ю.Д. Верзун Члены комиссии: И.Г. Назаров В.В. Романенко
2024-6030
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 июля 2024 г. N 072/06/44/130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024