Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Пакин Н.В.:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8988-ИП/24 от 18.07.2024) на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Приобретение благоустроенных жилых помещений (квартир) в рамках реализации РАП "переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 832 125,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- неправомерно установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, подтверждающих отсутствие обременений на поставляемое жилое помещение, подтверждающих отсутствие задолженностей по коммунальным услугам и услугам связи, а также подтверждающих законность переустройства и перепланировки;
- в составе извещения содержатся противоречивые сведения, вводящие участников закупки в заблуждение;
- заказчик установил требования к характеристикам товара (работы, услуги), которые не соответствуют статье 33 Закона о контрактной системе;
- описание объекта закупки содержит требования, противоречащие законодательству Российской Федерации;
- проект контракта содержит требования, противоречащие законодательству Российской Федерации;
- проект контракта содержит требования, противоречащие друг к другу.
Относительно Довода N1.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, установила, что раздел 2.3 электронного документа "Требование к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" содержит положения о необходимости предоставления в составе заявки документов и информации:
"2.3. документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром:
- предусмотрено предоставление подтверждающих документов о том, что жилое помещение (квартира) находится в собственности поставщика (продавца) на момент подачи заявки;
- предусмотрено предоставление подтверждающих документов о том, что жилое помещение (квартира) не обременена правами третьих лиц, не состоит в судебном споре или под арестом (запрещением), не находится в залоге, не является объектом каких-либо договоров (предварительных, аренды и т.п.) и свободна от зарегистрированных лиц на момент подачи заявки;
- предусмотрено предоставление подтверждающих документов о том, что задолженность по начислению жилищно-коммунальных платежей, взносов на капитальный ремонт, а также задолженность по услугам телефонной связи, интернет, оплачена в полном объеме на момент подачи заявки;
- предусмотрено предоставление подтверждающих документов о том, что переустройство и перепланировка жилых помещений (при их наличии) оформлены в установленном законом порядке".
Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования правомерно включены в состав извещения и позволяют заказчику получить необходимые сведения о жилом помещении (информацию о коммунальных платежах, а также о наличии ограничений прав и обременений объекта недвижимости в связи с их неуплатой). В противном случае, Заказчик фактически лишен возможности оперативной проверки официальных сведений о приобретаемом жилом помещении, в том числе о наличии и основании возникновения прав, имеющихся ограничениях, обременениях, и названное условие извещения не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия также обращает внимание, что обязанность участника электронного аукциона представить сведения об отсутствии задолженности по начислению жилищно-коммунальных платежей, взносов на капитальный ремонт, соответствует требованиям действующего законодательства.
По общему правилу новый собственник квартиры не отвечает по долгам предыдущего, поскольку обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лежит на каждом собственнике (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
Указанный вывод коррелируется с судебной практикой по делу А56-1978/2020, а именно позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, который отменяя решение Ленинградского УФАС России, указал, что: "суды обоснованно заключили, что обязанность участника электронного аукциона представить выписку из ЕГРН или свидетельство о государственной регистрации права соответствует требованиям действующего (действовавшего) законодательства и позволяет заказчику получить необходимые сведения о жилом помещении (информацию о правообладателе и кадастровом номере, а также о наличии ограничений прав и обременений объекта недвижимости). В противном случае, как верно указали суды, заказчик фактически лишен возможности оперативной проверки официальных сведений о приобретаемом жилом помещении, в том числе о наличии и основании возникновения прав, имеющихся ограничениях, обременениях; и названное условие аукционной документации не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ".
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Относительно Довода N2.
Комиссия, проанализировав оспариваемые подателем жалобы положения извещения, не нашла оснований для признания данного довода обоснованным на основании следующего.
Раздел 2.1 электронного документа "Требование к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" содержит положения о необходимости предоставления в составе заявки предложения в отношении объекта закупки в виде характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки. Данные характеристики необходимо предоставить по форме приложения 1 к муниципальному контракту.
Комиссия, проанализировав форму заполнения характеристик товара, приложенную Заказчиком к проекту контракта, не установила каких-либо противоречий с теми требованиями, которые указаны в описании объекта закупки.
Тот факт, что участнику нужно предоставлять ряд характеристик по форме приложения 1, не ограничивает конкуренцию, поскольку иная часть данных в любом случае декларируется участником (то есть выражается согласие в момент подачи заявки).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что из содержания извещения представляется возможным определить, как сам требуемый товар, так и сведения, которые необходимо предоставить по характеристикам жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части непонимания характеристик товара, запросов на разъяснения в этой части не направлялось.
Относительно Довода N3.
Электронный документ "Описание объекта закупки, ТЗ" содержит следующее требование к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки:
1.7. |
Состав жилых помещений (квартир) |
Жилое помещение должно состоять не менее чем из требуемых жилых комнат, кухни**, ванной комнаты (душевой), туалета или иметь совмещенный санузел. |
При этом в извещении дополнительно отмечено, что "**Кухня (вспомогательное помещение или его часть, с обеденной зоной для приема пищи членами семьи, а также с размещением кухонного оборудования для приготовления пищи, мойки, хранения посуды и инвентаря, возможно для временного хранения продуктов питания и сбора коммунальных отходов)".
Инспекция обращает внимание, что в извещении установлены требования к объекту закупки таким образом, чтобы получить тот товар, который необходим Заказчику и соответствует его потребностям.
Непонимание Заявителем, что такое "кухня", исходя из данного в Извещении определения, не является основанием задействования механизма выявления нарушений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, из которой следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Также согласно позиции Северо-Западного арбитражного суда, отраженной в Постановлении по делу А56-35274/2020, в которой отмечено, что: "возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения" (позиция неоднократно находила отражение в делах А56-17747/2022, А56-60308/2021, А56-105928/2021, А56-16464/2023, А56- 12373/2022, А56-5055/2022, А21-11418/2020, А56-49166/2023).
Соответственно указание конкретных характеристик товара (работы, услуги), поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Обладание участником собственности без кухни не может являться фактором для признания довода обоснованным.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что установленные в Описании объекта закупки требования могут привести к ограничению конкуренции.
Относительно Довода N4.
Электронный документ "Описание объекта закупки, ТЗ" содержит следующие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки:
1.10. |
Собственник жилых помещений |
Жилое помещение (квартира) находится в собственности поставщика (продавца) на момент подачи заявки (копии подтверждающих документов входят в состав заявки). |
1.11. |
Обременение жилых помещений (квартир) |
Жилое помещение (квартира) не должно быть обременено правами третьих лиц, не состоять в судебном споре или под арестом (запрещением), не находиться в залоге, не являться объектом каких-либо договоров (предварительных, аренды и т.п.) и свободным от зарегистрированных лиц на момент подачи заявки (копии подтверждающих документов входят в состав заявки). |
1.12. |
Отсутствие задолженности |
Имеющаяся задолженность по начислению жилищно-коммунальных платежей, взносов на капитальный ремонт, а также задолженность по услугам телефонной связи, интернет, должна быть оплачена в полном объеме на момент подачи заявки (копии подтверждающих документов входят в состав заявки). |
1.13. |
Наличие перепланировок |
Переустройство и перепланировка жилого помещения (при их наличии) должны быть оформлены в установленном законом порядке (копии подтверждающих документов входят в состав заявки). |
Комиссия отмечает, что показатели 1.10-1.13 относятся к характеристикам объекта закупки, поскольку объектом закупки является приобретение благоустроенных жилых помещений (квартир) в рамках реализации РАП переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
То есть, Заказчик на основании своих потребностей может устанавливать не только показатели к жилому помещению, но и, исходя из объекта закупки, может требовать отсутствие/наличие иных характеристик объекта закупки, связанных с необходимыми условиями эксплуатации, функционирования и отсутствия задолженностей.
В связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Относительно Довода N5.
Пункт 1.3 электронного документа "Проект контракта" (приложение к извещению) гласит:
"Указанные в п. 1.1 Контракта квартиры принадлежат Продавцу на праве собственности на основании __________________".
Комиссия отмечает, что Заказчику в рамках Закона о контрактной системе вышеуказанное требование правомерно включено в проект контракта, поскольку в любом случае Контракт заключается с продавцом, что позволяет заказчику приобрести жилое помещение в том виде, в котором это для него необходимо.
Заявителем не доказано, что предъявляемые Заказчиком требования нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанный довод не подтверждается надлежащими доказательствами, а указание Заказчиком в извещении требования к товару, которые отвечают его потребностям, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, и предъявляются ко всем участникам в равной степени.
Относительно Довода N6.
Разделом 4 электронного документа "Проект контракта" установлены порядок и сроки приема-передачи жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта осмотр квартир осуществляется с даты заключения контракта в течение 2 (двух) рабочих дней.
Пунктом 5.1.1 проекта контракта предусмотрена обязанность продавца предоставить и обеспечить муниципальному заказчику доступ в квартиры для осуществления предварительного осмотра в день заключения контракта.
Комиссия отмечает, что срок для предоставления доступа и срок для проведения осмотра не являются тождественными понятиями.
Таким образом, изучив положения извещения об осуществлении закупки, Инспекция не усматривает в извещении противоречивой информации, которая могла бы ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, исходя из чего, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Надлежащих доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Пакина Н.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 июля 2024 г. N 047/06/42-2124/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024