Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Исаечкиной Светланы Викторовны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Коломенская больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений (01.08.2024 по 30.09.2024) (извещение N 0348500004624000170 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 14.07.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 13 634 007,27 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 22.07.2024;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены положения Технического задания в части установления требования к числу сотрудников.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является Услуги по уборке помещений (01.08.2024 по 30.09.2024).
В Техническом задании Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"14. График оказания услуг - 24 часа 7 дней в неделю на стационаре и 12 часов 5 дней в неделю на поликлиниках. Также Исполнитель обеспечивает наличие круглосуточных бригад по адресам: г. Коломна : ул. Октябрьской революции 318 (4 человека), ул. Фурманова, 1 (1 человек) и ул. Цементников, 26 (1 человек), ул. Чкалова,2 (1 человек), г. Озера: ул. Ленина 73 А (2 человека)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчик в Описании объекта закупки, как и в других документах электронного аукциона не устанавливает требования к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, т.е. от участника закупки не требуется подтверждение наличия у него в штате определенных трудовых ресурсов, при не предоставлении которых участник был бы признан не соответствующим требованиям Заказчика. Так же Заказчиком не установлены требования о предоставлении вышеуказанных документов и сведений на момент заключения контракта до начала оказания услуг.
Установленные Заказчиком условия о том, что Исполнитель обеспечивает наличие круглосуточных бригад по адресам: г. Коломна : ул. Октябрьской революции 318 (4 человека - 4 корпуса), ул. Фурманова, 1 (1 человек) и ул. Цементников, 26 (1 человек), ул. Чкалова,2 (1 человек), г. Озера: ул. Ленина 73 А (2 человека - 2 корпуса) информирует потенциальных участников закупки о том, что на каждом объекте заказчика круглосуточно присутствует 1 (один) уборщик, при этом Заказчиком также не установлено требование к количеству физических людей, замещающих друг друга при обеспечении Исполнителем условия круглосуточного наличия бригад для исполнения условий текущей уборки помещений.
Так же, согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе..., утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, к числу основных принципов контрактной системы относится принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Судом указано, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Причем Закон N 44-ФЗ не содержит требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам.
Просим принять во внимание, что Подразделения Коломенской больницы включают стационары для взрослых и детей для лечения различных заболеваний в т.ч. инфекционных, аллергических заболеваний кожи, бронхиальной астмы, пищевой аллергии, инсектной аллергии, клинико-диагностическую лабораторию, отделение реанимации и интенсивной терапии, отделение гематологии, отделение гинекологии и т.д.
Режим работы подразделений Заказчика (включая стационары) ежедневно (без выходных и праздничных дней), где необходима ежедневная основная и генеральная уборка помещения.
Так, в целях создания безопасной чистой окружающей среды для пациентов, находящихся на лечении и на стадии диагностирования заболеваний, и персонала учреждения, а также для снижения риска перекрестного заражения, технически необходимо нахождение указанного в техническом задании количества персонала в каждом из подразделений больницы для одновременной уборки.
Таким образом, рекомендация по количеству человек для оказания услуг по уборке помещений, указанная в техническом является обоснованной в связи с необходимостью наличия хотя бы 1-го человека в круглосуточной бригаде и большим объёмом работ.
Заказчик руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации в т.ч. Приказом Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранении", Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" и т.д".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к рекомендуемому количеству привлеченного Исполнителем персонала не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 ст. 43 Федерального закона N44-ФЗ статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи - не установлено".
При этом, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является Услуги по уборке помещений (01.08.2024 по 30.09.2024).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта не предусмотрена поставка товаров.
При этом учитывая, что объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений, а также, что в рамках оказания услуг по государственному контракту товары не передаются Заказчику по товарной накладной и не принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам автомобилей в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при оказание услуг по замене оборудования системы видеонаблюдения противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), так как на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона, при этом снижением от начальной (максимальной) цены контракты составило 46,50%.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не определён объём используемых при оказании услуг товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам используемых товаров при оказании услуг, в том числе следующие:
- для товара "Универсальное моющее средство с дезинфицирующим эффектом для полов ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" от 01.01.2015 года" по показателю "Уровень пены" установлено значение "Средний", по показателю "Свойства" установлено значение "Обладает высокой эмульгирующей способностью, удаляет загрязнения с пористых материалов и поверхностей, имеющих сложный рельеф";
- для товара "Дезинфицирующее средство для помещений общего пользования ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" от 01.01.2015 года" по показателю "Назначение" установлено значение "Для мытья и дезинфекции облицовочной плитки, полов, пластика, унитазов, сантехники", по показателю "Запах" установлено значение "Без резкого запаха", по показателю "Время действия" установлено значение "5".
При этом, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является Услуги по уборке помещений (01.08.2024 по 30.09.2024).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта не предусмотрена поставка товаров.
Таким образом, учитывая, что Приложением N 1 Техническому заданию установлены требования к используемым товарам, объем которых не определен при выполнении комплекса мероприятий, действия Заказчика в части не установления требования о предоставлении в составе заявки предложение участника закупки в отношении характеристик поставляемого товара, а также не указании в структурированной форме извещения информации об используемых товарах не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Исаечкиной Светланы Викторовны частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Закупочной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 25.07.2024 N 050/06/105-24124/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 июля 2024 г. N 050/06/105-24124/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024