рассмотрев на основании статьи 94, статьи 95, статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила N1078 ведения РНП), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Приказов Ненецкого У ФАС России N79/24 от 25.07.2024 и N83/24 от 30.07.2024 о внесении изменений в состав Комиссии контрольного органа в сфере закупок, сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гонец" (далее- ООО "Гонец", Общество, Исполнитель) (ОГРН 1167746543580), представленные Заказчиком - Казённым учреждением Ненецкого автономного округа "Ненецкий информационный аналитический центр" (далее - Заказчик, КУ НАО "НИАЦ" в целях включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и в связи с принятием Заказчиком решения (от 08.07.2024 за исх. N 817) об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N0384200002624000007, заключенного между Сторонами от 02 мая 2024 г. (далее - Контракт) в отношении объекта закупки "Оказание услуг по сопровождению программного обеспечения "Витрина данных" при цене контракта 597 000,00 руб. (Извещение N 0384200002624000007), при участии представителей Заказчика, действующих на основании доверенностей; при участии представителя Исполнителя, действующего на основании доверенности, участвовавшего в назначенном заседании дистанционным способом через ВКС в соответствии с ходатайством от 26.07.2024;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1078 ведения РНП от Заказчика - КУ НАО "НИАЦ" через Единую информационную систему в сфере закупок в Ненецкое УФАС России поступило сформированное обращение, в котором изложены сведения об ООО "Гонец" в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятием Заказчиком от 08.07.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения "Витрина данных".
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 13 Правил N1078 ведения РНП не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случае, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным и нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 15 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседании комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта. На назначенную дату рассмотрения дела, связанные с предметом рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, Заказчиком представлены соответствующие письменные материалы и пояснения, в т.ч. дополнительные пояснения от 30.07.2024.
На запрос контрольного органа в сфере закупок Исполнителем соответствующие письменные материалы и пояснения, запрошенные контрольным органом в сфере закупок, также представлены.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Из представленных документов следует, что в отношении ООО "Гонец" на основании пункта 3 статьи 708, пункта 2 статьи 715, пункта 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Федерального закона ФЗ-44 и пункта 41 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В заседании Комиссии Ненецкого У ФАС России по обстоятельствам расторжения Контракта представитель Заказчика пояснил о том, что Исполнителем произведено ненадлежащее оказание услуг в отношении Контракта, заключенного на период исполнения с 02 мая 2024 г. по 8 января 2025 г., и им не предприняты необходимые меры в целях добросовестного оказания услуг, предусмотренных Контрактом, в связи с чем с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 Гражданского кодекса РФ в отношении предмета и срока оказания услуг Исполнителем существенно нарушены условия Контракта, поскольку обязательства обязательства должны исполняться в соответствии с предусмотренными условиями и требованиями закона. Вместе с тем Заказчик не отрицает факт частичного выполнения Исполнителем условий Контракта по Техническому заданию и произведенной частичной оплаты суммы в размере 74 625 руб. Изучив предоставленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Исполнителя Комиссия Ненецкого У ФАС России по факту рассмотрения обращения о включении в РНП обосновывает следующие выводы. Государственный контракт N0384200002624000007 заключен с 02.05.2024.
В соответствии с пунктом 10 Контракта оказание предусмотренных услуг Исполнителем предусмотрено с даты заключения Контракта по 31 декабря 2024 г.
Согласно пункту 11 порядок приемки оказанных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Контрактом. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта (пункт 22).
В соответствии с пунктом 36 Контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 28 января 2025 г., а в части исполнения обязательств по оплате и ответственности за невыполнение обязательств по Контракту-до полного их исполнения. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны ответственности за его нарушение. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Порядок расторжения контракта определен статьей 95 Закона о контрактной системе. Исходя из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) оказание услуг по сопровождению программного обеспечения "Витрина данных" с целью оказания услуг в сфере здравоохранения, предоставляемых гражданам посредством Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных услуг" (далее - ФГИС ЕПГУ) (по Контракту - услуги). Региональная витрина расписаний субъекта РФ является частью ГИСЗ - т. е. Государственной информационной системы здравоохранения Ненецкого автономного округа и предназначена для загрузки, хранения и предоставления данных, необходимых для оказания услуг на ЕПГУ. При этом программное обеспечение "Витрина данных", необходимое для Региональной витрины расписаний субъекта РФ, предоставляется Минцифры России по соглашению с органами исполнительной власти (далее- ОИВ) субъекта РФ, являющимся оператором ГИСЗ субъекта РФ, на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 5 "Требования к порядку оказания услуг" Технического задания Исполнитель оказывает Заказчику услуги в составе, определённом в разделе 6. В этой связи Исполнитель оказывает услуги с применением электронных каналов связи, кроме услуг, требующих непосредственного очного присутствия Исполнителя на территории Заказчика. В рамках оказания услуг Исполнитель должен обеспечить бесперебойную работу Системы в режиме "24 часа в сутки 7 дней в неделю" с соблюдением требований к временным параметрам обработки Обращений Заказчика (Приложение Б). Мероприятия по сопровождению Системы должны проводиться в соответствии с требованиями Технического задания. Представитель Исполнителя на заседании комиссии контрольного органа пояснил о том, что ООО "Гонец" своевременно приступило к исполнению принятых на себя обязательств, ежедневно и надлежащим образом оказывались услуги, но была допущена просрочка сдачи работ по предмету Контракта в результате технических неполадок, в т.ч. в результате созданных Заказчиком технических препятствий к системе доступа программного обеспечения серверов "Витрина данных". Из представленных Исполнителем письменных материалов, включая служебную и техническую переписку, связанные с оказанием услуг по сопровождению программного обеспечения "Витрина данных" следует, что в специализированной информационной системе управления заявками, предоставляемая Исполнителем, назначением которой является управление Обращениями Заказчика, Инцидентами и Запросами на обслуживание, а также предоставление обратной связи (далее - СУЗ) в ходе исполнения Контракта в период с 01.06.2024 по 28.06.2024 Исполнителем созданы 3 Обращения под номерами: 1)CEWO-10 - с датой создания 10.06.2024, 3) CEWO-13 - с датой создания 13.06.2024, 3) CEWO-14 - с датой создания 18.06.2024.
По состоянию на 04.07.2024 Исполнителем Заказчику подтверждено на основании письма за исх. N121/24 о выполненных объемах (задачах) в рамках Контракта, из которых следует о том, что:
1) CEWO-9 - исполнено в полном объеме;
2) CEWO-IO- из-за технической невозможности была просрочена, но выполнена, при этом для решения инцидента составлен SOL- запрос, расширяющий функционал;
3) CEWO-13- просрочена, но "Витрина данных" восстановлена своими силами путем удаления настроек, выполненных по задаче CEWO-5 - "Обновление витрины данных";
4) CEWO-14- просрочена, но при этом выполнение задачи переносилась со стороны Заказчика в связи с необходимостью согласования отключения продуктивного контура системы от Госуслуг. Кроме того, согласно условий Контракта в отношении просроченных сроков Исполнителем произведена оплата штрафных санкций в размере 15000,00 руб. на основании платежного поручения N343 от 01.07.2024; при этом факт частичной приемки Заказчиком от Исполнителя суммы оказанных услуг в размере 74 625,00 руб подтверждается документом о приемке N 2 от 04.07.2024 и опубликованными сведениями в ЕИС.
Согласно части 9 статьи 95 Закон о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3 Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта. Установлено, что Заказчиком 08.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и 08.07.2024 указанное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок. Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок размещена в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта" и датой расторжения Контракта считается дата - 19.07.2024.
Таким образом, поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе). Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 19.07.2024.
На дату заседания Комиссии контрольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта не имеет преюдициального значения в отношении Исполнителя для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, но выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов публичной ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгов, поэтому в каждом конкретном случае уполномоченный контрольный орган в сфере закупок выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Как указано выше, в целях включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП необходимо установить недобросовестность подрядчика, совершение им умышленных действий либо наличие бездействия, направленных на уклонение от исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Вместе из исследованных письменных документов следует, что ООО "Гонец" не имело умысла на неисполнение условий Контракта, при этом намерения отказаться от исполнения Контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении Контракта, Заказчиком не представлено. При рассмотрении материалов дела установлено, что Исполнителем принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью исполнения условий Контракта. Кроме того, комиссия контрольного органа считает необходимым обратить внимание и на тот факт, что Исполнитель в рамках соблюдения условий Контракт в добровольном порядке возместил штрафные санкции (пени) за допущенную просрочку не исполнения обязательств по конкретным видам услуг, предусмотренных Техническим заданием. Более того, по состоянию на 16.07.2024 - т. е. до даты расторжения Контракта в адрес Заказчика Исполнителем направлено письмо о том, что на все замечания, которые были указаны в решении Заказчика от 08.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, им устранены, за исключением CEWO-14, что подтверждается скриншотами из личного кабинета. Тем самым, ООО "Гонец" до вступления решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу надеялось на дальнейшее оказание услуг в отношении предмета Контракта, поэтому принимало соответствующие меры для устранения претензионных требований, изложенных в содержании вышеназванного решения Заказчика от 08.07.2024.
В соответствии с Письмом ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" указано на то, что "Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту".
В силу изложенных обстоятельств Комиссия Ненецкого У ФАС России подходит к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения Исполнителя и о не подтверждении существенного нарушения условий Контракта, поскольку при должной заботливости и осмотрительности у Заказчика имелась возможность содействия Исполнителю, о чем подтверждают письменные переписки Исполнителя по согласованию технических проблем с Заказчиком на соответствующем мессенджере. Кроме того, Заказчик подтверждает о частичном исполнении объема предусмотренных услуг ООО "Гонец" в размере 74 625 руб. В рассматриваемом случае из совокупности представленных в материалы дела доказательств Комиссия Ненецкого У ФАС России не усматривает оснований полагать, что ООО "Г онец" намеренно уклонялось от исполнения обязательств по государственному контракту, напротив, предпринимал меры, в том числе к самостоятельному устранению недостатков после просроченных услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе. Учитывая изложенные обстоятельства дела и об отсутствии фактов недобросовестного поведения, существенного нарушения условий Контракта, а также исходя из изложенных норм действующего законодательства о контрактной системе, судебной практики и позиции ФАС России, Комиссия Ненецкого У ФАС России принимает решение об отказе во включении информации ООО "Гонец" в Реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь статьей 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Исполнителя - ООО "Гонец" (ОГРН1167746543580) в связи с принятием Заказчиком - Казённым учреждением Ненецкого автономного округа "Ненецкий информационный аналитический центр" решения от 08.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в отношении объекта закупки "Оказание услуг по сопровождению программного обеспечения "Витрина данных" (Извещение N 0384200002624000007) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня оглашения резолютивной части решения.
Председатель Комиссии Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 31 июля 2024 г. N 083/10/104-80/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024