Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2024
Решение в полном объеме изготовлено 02.08.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
К. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в проведении внеплановой документарной проверки:
от заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Азас" (далее - ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас"):
- К., действующий на основании приказа от 17.12.2021 N 943-лс,
на основании поступивших уведомлений (вх. N 2387/24 от 11.06.2024 и вх. N 2719-ЭП/24 от 02.07.2024) ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас", приказа Тывинского УФАС России от 18.07.2024 N 178/24, подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), абзаца 2 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), и в результате внеплановой документарной проверки закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
- на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (государственный контракт от 10.06.2024 б/н);
- на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (государственный контракт от 01.07.2024 N 2),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступили уведомления ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" о заключении в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следующих государственных контрактов
- государственный контракт от 10.06.2024 б/н на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (вх. N 2387/24 от 11.06.2024);
- государственный контракт от 01.07.2024 N 2 на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (вх. N 2719-ЭП/24 от 02.07.2024).
В связи с наличием признаков нарушений законодательства о контрактной системе при определении способа осуществления закупки на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров и руководствуясь подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 2 подпункта "а" пункта 19 Правил, приказом Тывинского УФАС России от 18.07.2024 N 178/24 назначено проведение внеплановой документарной проверки следующих закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
- на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (государственный контракт от 10.06.2024 б/н);
- на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (государственный контракт от 01.07.2024 N 2).
Тывинским УФАС России в адрес заказчика было направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Информация о проведении внеплановой документарной проверки указанных выше закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии представитель ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" пояснил, что указанные контракты были заключены в целях тушения лесных пожаров на основании нормативных актов Правительства Республики Тыва и Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва, а также пояснил, что на дату заключения рассматриваемых контрактов у заказчика отсутствуют финансовые средства для выполнения указанных мероприятий.
Проведя внеплановую документарную проверку указанных выше закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также выслушав пояснения лица, участвующего в проведении внеплановой документарной проверки. Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Как указано выше и следует из материалов дела N 017/06/99-371/2024, рассматриваемые государственные контракты от 10.06.2024 б/н и от 01.07.2024 N 2 заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Таким образом, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Учитывая изложенное, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительно в целях, указанных в данной норме, и при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.
1.) Постановлением Правительства Республики Тыва от 12.04.2024 N 176 на территории Республики Тыва введен особый противопожарный режим с 15.04.2024 по 06.05.2024.
Пунктом 4 постановления Правительства Республики Тыва от 12.04.2024 N 176 силы и средства заповедника федерального значения "Азас" приведены в режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.05.2024 N 252 действие особого противопожарного режима на территории Республики Тыва продлен до 17.06.2024.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, режим повышенной готовности вводится органом государственной власти субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения соответствующей чрезвычайной ситуации.
10.06.2024 между ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (заказчик) и Государственным автономным учреждением Республики Тыва "Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров" (далее - ГАУ РТ "Авиалесоохрана") (подрядчик) заключен государственный контракт б/н.
Предметом государственного контракта от 10.06.2024 б/н является выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас".
Цена контракта определена в размере 14 032 133,01 рублей.
Как следует из Акта о лесном пожаре от 14.06.2024 N 1, 10.06.2024 в 19 часов 35 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 24 выделе 10. Тушение пожара начато 10.06.2024 в 20 часов 30 минут, площадь пожара составила 0,2 га и лесной пожар ликвидирован 11.06.2024.
Дополнительным соглашением от 24.06.2024 N 1 к государственному контракту от 10.06.2024 б/н цена контракта уменьшена на сумму фактически выполненной работы (2 624 416,56 рублей).
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственный контракт от 10.06.2024 б/н заключен в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в рамках введенного режима повышенной готовности в объеме, необходимым для такого предупреждения, причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации имеется.
Кроме того, по мнению Тывинского УФАС России, еще одним квалифицирующим признаком заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является отсутствие факта предварительного планирования (в том числе планирование финансовых средств для закупки товара, работы и услуги) заказчиком осуществления данной закупки.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на дату принятия решения о заключении государственного контракта от 10.06.2024 б/н у ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" отсутствуют финансовые средства по тушению лесов от лесных пожаров.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" при заключении государственного контракта от 10.06.2024 б/н на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2.) Постановлением Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва от 28.06.2024 N 275 на территории Тоджинского района Республики Тыва введен режим чрезвычайной ситуации в лесах с 28.06.2024.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.06.2024 N 331 на территории Республики Тыва введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера с 30.06.2024.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, следовательно, обстоятельство признается чрезвычайным, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
01.07.2024 между ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" (заказчик) и ГАУ РТ "Авиалесоохрана" (подрядчик) заключен государственный контракт N 2.
Предметом государственного контракта от 01.07.2024 N 2 является выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас".
Цена контракта определена в размере 12 016 004,74 рублей.
Как следует из Акта о лесном пожаре от 04.07.2024 N 2, 01.07.2024 в 09 часов 45 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 126. Тушение пожара начато 01.07.2024 в 17 часов 00 минут, площадь пожара составила 12 га и лесной пожар ликвидирован 04.07.2024.
Как следует из Акта о лесном пожаре от 04.07.2024 N 3, 01.07.2024 в 17 часов 10 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 15. Тушение пожара начато 01.07.2024 в 17 часов 30 минут, площадь пожара составила 0,02 га и лесной пожар ликвидирован 02.07.2024.
Дополнительным соглашением от 15.07.2024 N 1 к государственному контракту от 01.07.2024 N 2 цена контракта уменьшена на сумму фактически выполненной работы (4 126 795,64 рублей).
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственный контракт от 01.07.2024 N 2 заключен в целях ликвидации чрезвычайной ситуации в рамках введенного режима чрезвычайной ситуации в лесах в объеме, необходимым для такой ликвидации, причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для ликвидации чрезвычайной ситуации имеется.
Кроме того, по мнению Тывинского УФАС России, еще одним квалифицирующим признаком заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является отсутствие факта предварительного планирования (в том числе планирование финансовых средств для закупки товара, работы и услуги) заказчиком осуществления данной закупки.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на дату принятия решения о заключении государственного контракта от 01.07.2024 N 2 у ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" отсутствуют финансовые средства по тушению лесов от лесных пожаров.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" при заключении государственного контракта от 01.07.2024 N 2 на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой документарной проверки в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Азас" при заключении государственных контрактов от 10.06.2024 б/н и от 01.07.2024 N 2 на выполнение работ по охране и тушению лесов от лесных пожаров на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас" в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено.
Председательствующий Комиссии |
О |
|
Члены Комиссии |
|
К
Д |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 2 августа 2024 г. N 017/06/99-371/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024