На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
области (доверенность от 11.07.2024 N 09-26/10639)
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" и Министерства здравоохранения Саратовской области законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0860200000824004465 "Оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование систем управления базами данных (СУБД)" (далее- Аукцион).
Срок проведения проверки: с 26.07.2024 по 02.08.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" и Министерством здравоохранения Саратовской области.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
22.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Министерство здравоохранения Саратовской области (далее -Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000,00 рублей.
Согласно поступившему в адрес Саратовского УФАС России обращению ООО "Бриг интегратор", Заказчиком при размещении закупки был нарушен п.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а также отсутствие возможности подбора соответствующего товара, в связи с неполным описанием функционала одной из позиций.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Извещению, объектом закупки является "Оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование систем управления базами данных (СУБД)", ОКПД2 - 58.29.50.000
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при размещении закупки был нарушен п.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а также отсутствие возможности подбора соответствующего товара, в связи с неполным описанием функционала одной из позиций.
Заявитель считает, что указанные Заказчиком в Извещении к Аукциону функциональные требования к СУБД имеются только у одного Производителя Postgres Professional, что является ограничением конкуренции в Закупке и нарушением действующего законодательства, а также, что в пункте "Платформа администрирования должна обеспечить решение следующих задач" не указано выгрузка каких именно данных должна осуществляться и в какие внешние системы, что не позволяет определить полный функционал поставляемой Системы в рамках данной закупки.
Как следует из пояснений представителей Заказчика вывод Заявителя об ограничении конкуренции не состоятелен, так как на участие в аукционе поступили 3 заявки: два участника предложили СУБД Tantor, один участник - СУБД Postgres Professional. Все участники были допущены к конкурентной процедуре.
Электронный аукцион признан состоявшимся. С победителем аукциона (ООО "ИТ ЦЕХ ПАРТНЕР") 17.06.2024 заключен государственный контракт на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование систем управления базами данных (СУБД), причем Исполнителем предложен СУБД Tantor.
Контракт ООО "ИТ ЦЕХ ПАРТНЕР" исполнен в полном объеме. В ходе приемки услуг получателем проведена внешняя экспертиза, по заключению эксперта технические характеристики СУБД Tantor полностью соответствует приложению N 1 к контракту (техническому заданию).
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Объектом закупки является оказание услуг по предоставлению лицензии (неисключительных) на право использования операционных систем), а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" и Министерства здравоохранения Саратовской области нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0860200000824004465 "Оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование систем управления базами данных (СУБД)" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 2 августа 2024 г. N 064/06/33-1062/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024