Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию, представленную Заказчиком ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" о включении ООО "Конвектор" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0360200054024000034 "Выполнение работ по установке элементов обустройства и замене поврежденных технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Саратовской области" (далее - Конкурс).
УСТАНОВИЛА:
30.07.2024 в Саратовское УФАС России поступила информация ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" о включении ООО "Конвектор" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0360200054024000034 "Выполнение работ по установке элементов обустройства и замене поврежденных технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Саратовской области" (далее - Информация).
Изучив представленные информацию и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 960 990,37 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 NИЭОК1 ООО "Конвектор" (далее - Общество, Подрядчик) признана соответствующей извещению о проведении Конкурса.
Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5-
8,10,17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
24.07.2024 заказчиком размещен в ЕИС проект контракта.
26.07.2024 Общество на электронной торговой площадке разместило документ "Протокол разногласий".
26.07.2024 Заказчиком направлен на подписание в адрес Общества доработанный проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные
пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения
контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом.
30.07.2024 Заказчик разместил Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта 30.07.2024 NППУ20_1 на основании невыполнения участником требований ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что Общество признано уклонившимся от заключения контракта ввиду противоречивых сведений в независимой банковской гарантии.
Присутствующий на рассмотрении директор Общества пояснил, что для получения независимой банковской гарантии качестве обеспечения исполнения контракта Общество обратилось в филиал центрального банка ВТБ(ПАО) г. Самара и получили счет оферту NМ00-24-14629/EDG от 23.07.2024. Подрядчик запросил проект независимой банковской гарантии и получил его 24.07.2024 в электронном виде.
25.07.2024 Подрядчик уведомил Заказчика о получении проекта независимой банковской гарантии.
26.07.2024 Обществом был направлен протокол разногласий для уточнения адреса места нахождения организации Подрядчика. После чего Заказчик внес коррективы и направил проект контракта вновь, срок подписания Контракта до 29.07.2024.
26.07.2024 Подрядчик произвел оплату платежным поручением N 394 на сумму 133 978,78 руб., после чего банк выпустил независимую банковскую гарантию и произвел регистрационные действия, о чем свидетельствует номер реестровой записи 01Т2645211818224011602 в реестре независимых гарантий.
29.07.2024 Обществом был подписан проект контракта.
30.07.2024 Заказчиком был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, так как в п. 14 банковской гарантии N М00-24-14629 Банком ВТБ (ПАО) была допущена ошибка в части адреса рассмотрения решения судебных разбирательств.
31.07.2024 Банк ВТБ(ПАО) внес изменения и исправил данную ошибку.
Директор Общества также пояснил, что Подрядчик готов к исполнению контракта.
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что Победителем совершены действия, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Конвектор" от исполнения контракта.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление Правительства N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой дляцелей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно стребованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы понезависимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качествеобеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качествеобеспечения исполнения контракта (далее - Типовая форма).
Постановлением Правительства N 1005 установлено, что обязательно в независимой гарантии должно быть закреплены права заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных независимой гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта.
Комиссией Саратовского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что Банк ВТБ(ПАО) допустил ошибку в части адреса рассмотрения решения судебных разбирательств в банковской (независимой) гарантии и выпустил ее с нарушениями требований закона, в связи с чем Общество не смогло подписать контракт.
Таким образом, вышеуказанные действия Банка ВТБ(ПАО) нарушают ст. 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 13б Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пункте 13а, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" в отношении ООО "Конвектор" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Выдать Заказчику, Банку ВТБ (ПАО), оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 августа 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024