Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - врио руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" ИНН 5908077342 (далее - ООО "Брокер Групп", Заявитель), при участии председателя муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (далее - МКУ "Комитет ЖКХ и строительства" Администрации МО "Кабанский район", Заказчик) <_> (распоряжение Администрации МО "Кабанский район" Республики Бурятия N 87л от 10.04.2024),
рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" (вх. N 4117-ЭП/24 от 29.07.2024) на положения извещения закупки в форме электронного аукциона: "Выполнение работ по бурению разведочно-эксплуатационной скважины в п. Танхой Кабанского района Республики Бурятия", ИКЗ - 243030940853203090100100060014221244, номер извещения - 0802600002124000010 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель, ссылаясь на часть 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в документации требования, предъявляемого к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию.
Также ООО "Брокер Групп" считает, что Заказчик, не заполнив график выполнения строительно-монтажных работ, фактически не определил существенные условия и, тем самым, нарушил часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлен отзыв по доводам жалобы Заявителя (вх. N 4203-ЭП/24 от 01.08.2024).
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
19.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 197 930,32 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.07.2024 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем Аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 62, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта /суммы цен единиц товара, работы, услуги 5 197 930,32 рублей.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
При этом согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 2.1 той же статьи предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В рассматриваемом случае, начальная (максимальная) цена контракта по настоящей закупке составляет 5 197 930,32 рублей и не превышает 10 млн. рублей. Учитывая начальную (максимальную) цену контракта, в данной закупке членство в саморегулируемой организации не требуется.
Вместе с тем, из пояснений Заказчика следует, что контрактом предусмотрены работы только по бурению разведочно-эксплуатационной скважины. Проанализировав положения извещения, Комиссия Бурятского УФАС России установила, что, в действительности, предусмотренные локально-сметным расчетом работы не включают работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с этим положения частей 2 и 2.1 статьи 52 ГрК РФ в данной закупке не подлежат применению. Следовательно, установленное Заказчиком требование о наличии членства в саморегулируемой организации является необоснованным.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении требования, предъявляемого к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию, нарушает пункт 12 части 1 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе внеплановой проверки Комиссией Бурятского УФАС России установлено следующее.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявлены дополнительные требования согласно приложению, а также указана информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В извещении установлено требование в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 - "Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта".
Как следует из пояснений Заказчика, закупка проводится в рамках обеспечения муниципальных нужд, позиция 7 была выбрана на основании подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571.
Так, согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6-13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Заказчик, устанавливая дополнительные требования к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также начальную (максимальную) цену контракта. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 27.11.2023 N ПИ/99633/23, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2023 N 24-06-09/33774.
Объектом закупки является выполнение работ по бурению разведочно-эксплуатационной скважины в п. Танхой Кабанского района Республики Бурятия.
Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Как установлено ранее Комиссией Бурятского УФАС России подтверждено пояснениями Заказчика, предусмотренные локально-сметным расчетом работы не предусматривают работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, учитывая объект закупки, Заказчиком в извещении о закупке неправомерно установлены к участникам закупки дополнительные требования в соответствии с пунктом 7 приложения к Постановлению N 2571. Следовательно, Заказчиком нарушены положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Комиссия Бурятского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Комиссией Бурятского УФАС России проанализирован проект контракта и установлено, что пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрен срок выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта до 01 октября 2024 г. Кроме того, в извещении по вышеуказанной закупке не предусмотрено поэтапное выполнение работ.
Вместе с тем, как установлено в ходе внеплановой проверки Комиссии Бурятского УФАС России, предмет контракта не содержит работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанные в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, довод Заявителя признан несостоятельным.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 5 августа 2024 г. N 003/06/31-544/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024