Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
---------
члены Инспекции:
------
в присутствии представителя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени. М.Е. Евсевьева" - ----
в отсутствие представителей Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/99-442/2024,
в результате проведения внеплановой проверки в период с 22 июля 2024 года по 06 августа 2024 года соблюдения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени. М.Е. Евсевьева" требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона N 0309100002524000002 на поставку ноутбуков (далее - Аукцион) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказов Мордовского УФАС России: "О проведении внеплановой проверки в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени. М.Е. Евсевьева"" от 23.07.2024 года N 124/24, "о продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени. М.Е. Евсевьева"" от 29.07.2024 года N 29/24, "О внесении изменений в приказ Мордовского УФАС России от 23.07.2024 года N 124/24" от 06.08.2024 года N 131/24,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 01.07.2024 года (вх.N3490-ЭП/24) поступило обращение Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (далее - Заявитель) о нарушении федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени. М.Е. Евсевьева" (далее - Заказчик) требований Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении запрета на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.04.2024 года 12:31 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 390 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 12.04.2024 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 12.04.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.04.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 года N0309100002524000002 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 10:00 12.04.2024 года поступила 1 заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером 623170, признанная соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключен с участником закупки с идентификационным номером 623170, по начальной (максимальной) цене контракта 390 000,00 руб. (триста девяносто тысяч рублей) 00 копеек в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнении требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2 (1) Постановления Правительства РФ N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В силу пункта 2 (2) Постановления Правительства РФ N 1236 установлено, что в целях реализации настоящего постановления: подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных. Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона Заказчику требуется к поставке следующий товар: Ноутбук, идентификатор: 147609948 (код КТРУ - 26.20.11.110-00000139).
Извещением о проведении Аукциона установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236 и Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 года "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
Из обращения Заявителя следует, что запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ N 1236 распространяется на закупку оборудования для государственных и муниципальных нужд с предустановленным программным обеспечением.
Согласно описанию объекта закупки в числе прочих характеристик к товару установлена характеристика "Предустановленная операционная система - Да".
Ноутбук является персональной электронной вычислительной машиной, характеристики приобретаемого товара отвечают признакам, установленным подпункта "б" пункта 2 (1) Постановления Правительства РФ N 1236, соответственно, запрет по Постановлению Правительства РФ N 1236 подлежит применению.
Между тем проанализировав единственную заявку участника, Инспекция Мордовского УФАС России установила, что участником с идентификационным номером 623170 в составе заявки на участие в Аукционе был продекларирован номер реестровой записи из единого реестра российских программ (N369 от 08.04.2016 года).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0309100002524000002 на поставку ноутбуков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 6 августа 2024 г. N 013/06/99-442/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024