Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - ФГБУ "ФЦН" Минздрава России: Сидельникова Максима Александровича (по доверенности),
в отсутствие подателя жалобы - ИП Чащина С.А. (уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Чащина С.А. на действия заказчика - ФГБУ "ФЦН" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100033224000463 на поставку товаров, начальная (максимальная) цена контракта 1 006 260,27 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Чащин С.А. с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "ФЦН" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100033224000463 на поставку товаров.
В соответствии с извещением о проведении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 17.07.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 25.07.2024;
3) на участие в электронном аукционе подано пять заявок, заявки участника закупки N 96 признана не соответствующей требованиям извещения о закупке;
4) победителем электронного аукциона признан участник закупки N 163 с ценовым предложением 564 190,60 руб.
Суть жалобы ИП Чащина С.А. заключается в следующем.
В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуются кондиционеры бытовые.
По мнению подателя жалобы, заказчиком в нарушение требований ГОСТ Р 55012-2012 "Энергетическая эффективность. Кондиционеры бытовые и аналогичные. Показатели энергетической эффективности и методы определения", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон об энергосбережении), Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1221) установлено требование к классу энергоэффективности (в режиме нагрева/в режиме охлаждения) кондиционера - не ниже "А", поскольку указанными ГОСТ, Законом об энергосбережении, Постановлением Правительства РФ N 1221 предусмотрено требование к классу энергоэффективности - не ниже первых двух наивысших классов: не менее "А", не менее "B".
Кроме того, по мнению подателя жалобы, всей совокупности технических характеристик (в частности, по характеристике "мощность в режиме охлаждения") закупаемого товара соответствует товар конкретного производителя.
Заказчик - ФГБУ "ФЦН" Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Чащина С.А. пояснил следующее.
Описание объекта закупки по закупке N 0351100033224000463 сформировано заказчиком с использованием позиций КТРУ, практически все характеристики такого описания основаны на положениях соответствующих позиций КТРУ, за исключением требований к общей площади кондиционируемых помещений, максимальной длине трубопровода и полной совместимости блоков кондиционеров в рамках мультисплит-системы и сплит-системы (при этом, в отношении таких требований заказчиком в соответствии с положениями п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила), в описание объекта закупки включено обоснование использования дополнительных характеристик).
В частности, в описании объекта закупки установлены требования к классу энергоэффективности кондиционеров в режиме нагрева и в режиме охлаждения - "не ниже А" (соответствующая характеристика выбрана из закрепленных позициями КТРУ).
В своих возражениях ФГБУ "ФЦН" Минздрава России также указало, что коэффициент энергоэффективности кондиционера - основная техническая характеристика, определяющая соотношение потребляемой и производимой энергии (мощности) (чем коэффициент выше, тем меньше потребляет электрической энергии оборудование для производства определенного количества тепла или холода и такой кондиционер является наиболее энергоэффективным; и наоборот, чем меньше коэффициент, тем больше оборудование потребляет мощности и хуже его производительность). В условиях практически безостановочного функционирования (в режимах обогрева и охлаждения) оборудование для кондиционирования потребляет электроэнергию постоянно, соответственно, техника с более высоким классом энергетической эффективности потребляет меньше и сохраняет больше энергии, т.е. более энергоэффективно, и, как следствие, уровень экономичности энергопотребления такого оборудования выше, что ведет к снижению затрат бюджетного учреждения. В связи с чем, заказчиком в описании закупки установлено требование к классу энергоэффективности кондиционеров в режиме нагрева и в режиме охлаждения - "не ниже А".
Таким образом, по мнению заказчика, описание объекта закупки сформировано исходя из объективных потребностей ФГБУ "ФЦН" Минздрава России, установленные характеристики являются значимыми для заказчика и не противоречат положениям действующего законодательства.
По заявлению заказчика, установленным в описании объекта закупки характеристикам соответствуют товары следующих производителей: Dantex Industries Ltd (Великобритания) и Daikin Industries Ltd. (Япония), в частности:
1) наружные блоки мультисплит-систем Dantex RK-5M42HM3E-W (EER-3,23 (класс А); СОР-3,73 (класс А)) и Daikin RXYSCQ4TV1 (EER-3,51 (класс А); СОР-4.81 (класс А));
2) внутренние блоки мультисплит-систем Dantex RK-M09C3N и Daikin FTXM25M;
3) внутренние блоки мультисплит-систем Dantex RK-M18C3N и Daikin FTXM50M;
4) наружные и внутренние блоки сплит-систем Dantex Futuro RK-18SFM/RK-18SFME и Daikin ATYN5 OL/ARYN5 OL.
При этом, оборудование для кондиционирования производства компании Dantex Industries Ltd (Великобритания) предложено одним из участников закупки при проведении электронного аукциона.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок установлено, что совокупности характеристик описания объекта, помимо прочего, соответствует оборудование производства компании Haier Group Corporation (Китайская Народная Республика) (а именно, наружный блок мультисплит-системы HAIER 5U125S2SN1FA (EER-3,23 (класс А); СОР-3,73 (класс А)); внутренний блок мультисплит-системы HAIER AS25PS1HRA-M; внутренний блок мультисплит-системы HAIER AS50PS1HRA-M; наружный блок сплит-системы HAIER HSU-18HPL03/R3; внутренний блок сплит-системы HAIER HSU-18HPL203/R3).
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе ЕИС содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."б" п.2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - пп."г" и пп."е" - пп."з" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком при формировании извещения о закупке по позиции N 1 описания объекта закупки была использована позиция КТРУ 28.25.12.130-00000018 "Кондиционер бытовой", содержащая, в том числе, следующие характеристики товара:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Класс энергоэффективности (в режиме нагрева) (характеристика не является обязательной для применения) |
не ниже B |
не ниже А | |
Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения) (характеристика не является обязательной для применения) |
не ниже B |
не ниже А |
В соответствии с ч.1 ст.26 Закона об энергосбережении государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Приказом Минэкономразвития России от 22.03.2021 N 131 в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221, утверждены требования энергетической эффективности: в отношении кондиционеров воздуха и комнатных вентиляторов - наличие класса энергетической эффективности "В" и выше в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55012-2012. Согласно указанному ГОСТ в отношении бытовых кондиционеров установлены классы энергетической эффективности, наивысшими из которых являются классы "А" и "В".
При этом, приказ Минэкономразвития России от 22.03.2021 N 131 не содержит запрета на закупку заказчиками кондиционеров наивысшего класса энергетической эффективности (в соответствии с ГОСТ Р 55012-2012) - класса "А". Тем самым, отраслевое законодательство устанавливает только нижнее пороговое значение (класс "В") в отношении кондиционеров воздуха при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволяя заказчикам осуществлять закупки кондиционеров классом энергетической эффективности выше класса "В".
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что при установлении требования к классу энергоэффективности кондиционеров заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства. Данное требование установлено в соответствии с позицией КТРУ и не противоречит отраслевому законодательству. Довод жалобы не нашел подтверждения.
Из представленных заказчиком пояснений следует, что совокупности технических характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствуют товары следующих производителей: Dantex Industries Ltd (Великобритания) и Daikin Industries Ltd. (Япония), в частности:
1) наружные блоки мультисплит-систем Dantex RK-5M42HM3E-W (EER-3,23 (класс А); СОР-3,73 (класс А)) и Daikin RXYSCQ4TV1 (EER-3,51 (класс А); СОР-4.81 (класс А));
2) внутренние блоки мультисплит-систем Dantex RK-M09C3N и Daikin FTXM25M;
3) внутренние блоки мультисплит-систем Dantex RK-M18C3N и Daikin FTXM50M;
4) наружные и внутренние блоки сплит-систем Dantex Futuro RK-18SFM/RK-18SFME и Daikin ATYN5 OL/ARYN5 OL.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок установлено, что совокупности характеристик описания объекта, помимо прочего, соответствует оборудование производства компании Haier Group Corporation (Китайская Народная Республика) (наружный блок мультисплит-системы HAIER 5U125S2SN1FA (EER-3,23 (класс А); СОР-3,73 (класс А)); внутренний блок мультисплит-системы HAIER AS25PS1HRA-M; внутренний блок мультисплит-системы HAIER AS50PS1HRA-M; наружный блок сплит-системы HAIER HSU-18HPL03/R3; внутренний блок сплит-системы HAIER HSU-18HPL203/R3).
При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, подателем жалобы не представлено достаточных доказательств, опровергающих заявленное заказчиком. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы в данной части также не нашел подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок, не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чащина С.А. на действия заказчика - ФГБУ "ФЦН" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100033224000463 на поставку товаров необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 июля 2024 г. N 054/06/33-1934/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024