Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок, председатель Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- врио начальника отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Цукова Ю.Л. |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителей ГУ МВД России по Новосибирской области по доверенностям - Шевченко Марии Васильевны, Рябцева Ильи Владимировича, Москаленко Марины Николаевны, Алексеева Юрия Олеговича,
в присутствии директора ООО "Фабрика Зоокорм" Родина Андрея Владимировича, представителя ООО "Фабрика Зоокорм" по доверенности - Валдер Ольги Маратовны,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области (ИНН 5406012253, КПП 540601001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Фабрика Зоокорм" (ИНН 7448239884, КПП 74300101) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 16.02.2024 N 01511000045240000010001 на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 241540601225354060100100000011092223,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило обращение ГУ МВД России по Новосибирской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Фабрика Зоокорм" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 16.02.2024 N 01511000045240000010001 на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа.
Из поступившего обращения, а также представленных пояснений ООО "Фабрика Зоокорм", Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Между ФКУ "СОУМТС МВД России" и ООО "Фабрика Зоокорм" был заключен государственный контракт от 16.02.2024 N 01511000045240000010001 на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа (далее - контракт).
Цена контракта - 1 400 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта поставщик обязуется передать в собственность заказчику товар (сухой полнорационный корм) в обусловленный контрактом срок согласно спецификации (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Ведомостью поставки к контракту предусмотрено, что поставке подлежит товар "секундомер электронный" в количестве 25 штук, страна происхождения товара - Китайская Народная Республика.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что срок и порядок поставки товара с даты заключения контракта по 31.10.2024 включительно партиями по заявкам заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня направления заявки поставщику; заявки, оформленные в соответствии с приложением N 2 к контракту, направляются поставщику посредством электронной почты. Последняя заявка направляется заказчиком поставщику не позднее 24.10.2024.
Согласно п. 6.1 поставщик обязан:
- обеспечить поставку товара в соответствии с условиями контракта.
- обеспечить соответствие товара обязательным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с контрактом.
- обеспечить качество товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
В целях исполнения контракта заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты была направлена заявка от 06.06.2024 N 1 на поставку товара в количестве 400 кг, срок поставки товара до 14.06.2024, однако товар по данной заявке поставлен не был.
Поставка товара по указанной заявке была произведена 28.06.2024 в полном объеме, при этом в ходе приемки товара приемочной комиссией заказчика был выявлен ряд нарушений, а именно:
- в нарушение п. 3.7 контракта поставщиком не предоставлен результат исследования на сальмонеллу;
- в нарушение п. 5.5 контракта поставщиком не предоставлен акт приема-передачи товара;
- в ветеринарном свидетельстве, выгруженном в ФГИС "Меркурий", имеются расхождения в датах проведения лабораторных исследований, так получение результата лабораторных исследований датируется 29.03.2024, в то время как дата отбора проб 26.06.2024;
- при выборочной проверке органолептических свойств корма установлено несоответствие размера крокетов полнорационного сухого корма для взрослых собак крупных пород условиям п. 3.9 контракта: "полнорационный сухой корм для взрослых собак крупных пород должен иметь крокеты без острых краев, размером в диапазоне от 28 мм до 35 мм". Фактический размер составлял 14 - 15 мм, что меньше минимально допустимого значения на 13 - 14 мм. Данный размер крокет является предпочтительным для служебных собак крупных пород в связи с тем, что крокеты более мелкого размера могут вызвать аспирацию дыхательных путей, мелкие крокеты собака не жует, а заглатывает, что влечет за собой проблемы с пищеварительной системой и болезни зубов.
На основании изложенного приемочной комиссией заказчика было принято решение об отказе в приемке товара.
Необходимо отметить, что в нарушение п. 5.6 контракта поставщиком не был сформирован с использованием единой информационной системы документ о приемке, в связи с чем у заказчика отсутствовала возможность размещения в единой информационной системе мотивированного отказа от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Вместе с тем, по данному факту поставщику была направлена претензия от 01.07.2024 N 1/29186 с требованием об уплате неустойки.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО "Фабрика Зоокорм" подтвердил, что в рассматриваемом случае документ о приемке не был сформирован в единой информационной системе, при этом также пояснил, что мотивированный отказ от подписания документа о приемке был получен обществом посредством электронной почты.
В последующем, 08.07.2024 была произведена повторная поставка товара по заявке от 06.06.2024 N 1, однако в момент приемки приемочной комиссией заказчика в присутствии представителя поставщика был выявлен ряд нарушений, в том числе, имевших место быть при первой поставке, а именно:
- в нарушение п. 5.5 контракта поставщиком не предоставлен акт приема-передачи товара;
- в ветеринарном свидетельстве, выгруженном в ФГИС "Меркурий" указана дата получения результата лабораторных исследований 29.03.2024, в то время как дата отбора проб 26.06.2024;
- в соответствии с требованиями п. 3.6 контракта размер, форма и цвет крокетов должны быть однородными, помол ингредиентов мелким.
При выборочной проверке органолептических свойств корма установлено, что цвет крокетов был не однородный, имелись темные пятна, светлые твердые на ощупь вкрапления, форма также неоднородная, присутствовали как круглые, так и овальные крокеты.
Кроме того, было установлено несоответствие размера крокетов полнорационного сухого корма для взрослых собак крупных пород условиям п. 3.9 контракта: "полнорационный сухой корм для взрослых собак крупных пород должен иметь крокеты без острых краев, размером в диапазоне от 28 мм до 35 мм". Фактический размер составлял 19,3 - 21,06 мм, что меньше минимально допустимого значения на 8,7 - 6,4 мм.
08.07.2024 приемочной комиссией заказчика было повторно принято решение об отказе в приемке товара.
Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что обязательства по поставке товара по заявке от 06.06.2024 N 1 ООО "Фабрика Зоокорм" надлежащим образом исполнены не были, товар был поставлен с нарушением сроков поставки, в ходе приемки товара заказчиком неоднократно были выявлены несоответствия характеристик поставленного товара требованиям, предусмотренным контрактом.
Также обществом были нарушены обязательства, предусмотренные контрактом, в части порядка и условий поставки товара (раздел 5 контракта), а именно, не был оформлен надлежащим образом документ о приемке.
Стоит отметить, что по вышеизложенным обстоятельствам ООО "Фабрика Зоокорм" письменные пояснения в адрес Новосибирского УФАС России не представило.
Помимо изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
27.06.2024 на электронный адрес поставщика была направлена заявка N 2 на поставку товара в количестве 450 кг, срок поставки товара до 04.07.2024, однако товар по данной заявке в установленные сроки поставлен не был.
Поставщику было направлено уведомление от 08.07.2024 N 1/230343 о неисполнении контракта с требованием в течение 10 (десяти) календарных дней устранить недостатки, выявленные заказчиком в ходе осуществления приемки товара, поставленного 28.06.2024 и 08.07.2024.
По состоянию на 19.07.2024 требования заказчика, указанные в уведомлении, поставщиком исполнены не были, товар не поставлен, в связи с чем на основании ст. 450.1, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 11.2.2 контракта, 19.07.2024 заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
По данному факту ООО "Фабрика Зоокорм" сообщило, что в силу просрочки поставки сырья со стороны контрагентов общества, было задержано производство товара и фактически поставка была осуществлена 22.07.2024.
Как указывает ООО "Фабрика Зоокорм", по результатам приемки данного товара заказчиком в единой информационной системе был размещен документ, который не мог быть открыт в силу технического повреждения, таким образом, поставщик не имел возможность ознакомиться с замечаниями и претензиями заказчика в отношении поставленного товара, а также реализовать свое право на его замену.
Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в ходе приемки данного товара приемочной комиссией заказчика был выявлен ряд нарушений, в связи с чем было принято решение об отказе в приемке данного товара.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы рассматриваемого обращения заключением по результатам проведения экспертизы поставленного товара от 22.07.2024, а также сведениями, размещенными в единой информационной системе, согласно которым документ о приемке от 22.07.2024 N 39 имеет статус "отказано в приемке".
Необходимо отметить, что сведения и документы, подтверждающие позицию ООО "Фабрика Зоокорм" об отсутствии возможности ознакомления с замечаниями и претензиями заказчика в отношении поставленного товара в связи с техническим повреждением документа, размещенного в единой информационной системе, в материалы рассматриваемого обращения представлены не были.
Более того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России установлено, что стороны урегулировали данные обстоятельства в рабочем порядке, в результате чего ООО "Фабрика Зоокорм" повторно осуществило замену поставленного товара.
Так, 29.07.2024 в адрес заказчика осуществлена повторная поставка товара по заявке от 27.06.2024 N 2.
Установлено, что в результате приемки данного товара приемочной комиссией заказчика было составлено заключение по результатам проведения экспертизы поставленного товара от 29.07.2024, согласно которому было принято решение об отказе в приемке данного товара в связи с выявленными нарушениями.
Так, при выборочной проверке органолептических свойств корма было установлено, что цвет крокетов был не однородный, имелись темные пятна, светлые твердые на ощупь вкрапления, форма также неоднородная, присутствовали как круглые, так и овальные крокеты.
Также в нарушение п. 5.5 контракта поставщиком не был предоставлен акт приема-передачи товара.
Ко всему, заключение по результатам проведения экспертизы поставленного товара от 29.07.2024 содержит информацию о несоответствии сведений, указанных в ветеринарно-сопроводительных документах к товару.
Согласно представленным пояснениям ООО "Фабрика Зоокорм" 29.07.2024 общество прибыло в адрес заказчика с товаром, предусмотренным заявкой от 27.06.2024 N 2.
По состоянию на 30.07.2024 общество ожидало приемки данного товара, вместе с тем, товар принят не был, а в единой информационной системе к документу о приемке от 29.07.2024 N 41 было размещено заключение по результатам проведения экспертизы поставленного товара от 26.07.2024, составленное в отношении ранее поставленной партии.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в единой информационной системе документ о приемке от 29.07.2024 N 41 имеет статус "отказано в приемке", при этом технической возможности установить, какой именно документ был размещен заказчиком, не имеется.
Вместе с тем, в материалы рассматриваемого обращения заказчиком представлено заключение по результатам проведения экспертизы поставленного товара от 29.07.2024, в свою очередь, сведения и документы, подтверждающие позицию ООО "Фабрика Зоокорм" по факту размещения заказчиком несоответствующего заключения, в материалы рассматриваемого обращения не представлены.
Резюмируя изложенное, товар, поставленный ООО "Фабрика Зоокорм" в адрес заказчика, по состоянию на 30.07.2024 принят не был, в связи с чем 30.07.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
По факту расторжения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО "Фабрика Зоокорм" неоднократно допустило просрочку исполнения обязательств в части сроков поставки товара, кроме того, поставляемый товар не соответствовал требованиям, установленным контрактом.
Следует отметить, что рассматриваемый контракт заключен в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства.
Установлено, что со стороны поставщика допущено неоднократное неисполнение обязательств по поставке товара, соответствующего требованиям контракта, и в установленные контрактом сроки, в связи с чем у заказчика могут возникнуть риски с организацией кормления служебных собак, так как работа по организации кормления ведется согласно норм положенности, утвержденных приказом МВД России от 30.12.2019 N 988 "Об утверждении порядка и норм обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных органов внутренних дел Российской Федерации, а также норм замены одних кормов (продуктов) другими и нормы замены одних подстилочных материалов другими при обеспечении штатных животных органов внутренних дел Российской Федерации".
Таким образом, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Оценивая действия ООО "Фабрика Зоокорм", направленные на исполнение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. а) п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пп. б) п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы, проведя оценку действий сторон контракта в рамках компетенции, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о совершении ООО "Фабрика Зоокорм" необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по контракту.
Так обществом предпринимались попытки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, о чем свидетельствуют факты взаимодействия с заказчиком, а также поставки (замена) товара.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Комиссией Новосибирского УФАС России из представленных сведений и документов установлено, что ООО "Фабрика Зоокорм" не имело намерений (умысла) отказываться от исполнения контракта, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении ООО "Фабрика Зоокорм", направленном на неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ч. 16 ст. 95, п. 5 ч. 15 ст. 99, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения ГУ МВД России по Новосибирской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Фабрика Зоокорм" (ИНН 7448239884, КПП 74300101) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 16.02.2024 N 01511000045240000010001 на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 241540601225354060100100000011092223, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
А.М. Заргаров |
Члены комиссии |
Е.В. Чепурная
Ю.Л. Цукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 августа 2024 г. N 054/06/104-1989/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024