Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБУ СО РАН: Лучевниковой Екатерины Дмитриевны (по доверенности), Разум Людмилы Викторовны (по доверенности), Быковой Натальи Михайловны (без доверенности),
в присутствии представителей подрядчика - ООО "ВЕРШИНА": Усенко Виталия Владимировича (директор), Албычакова Александра Андреевича (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ФГБУ СО РАН о включении сведений об ООО "ВЕРШИНА" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ СО РАН от исполнения контракта, заключенного с ООО "ВЕРШИНА", на капитальный ремонт нежилых помещений, расположенных по адресу: 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17 (извещение N 0351100013824000029),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГБУ СО РАН о включении сведений об ООО "ВЕРШИНА" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ СО РАН от исполнения контракта, заключенного с ООО "ВЕРШИНА", на капитальный ремонт нежилых помещений, расположенных по адресу: 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17 (извещение N 0351100013824000029).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
16.04.2024 между заказчиком и ООО "ВЕРШИНА" был заключен контракт N 30 на сумму 9 768 874,29 руб.
Пунктом 1.1 контракта установлено, что предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений, расположенных по адресу: 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17, здание (Институт экономики) (ремонт помещений N 215, 216, 217) в соответствии с техническим заданием и утвержденной сметной документацией (приложения 1, 2 к контракту) на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п.3.1 контракта начало работ: с даты заключения контракта, окончание работ: в течение 6 (шести) месяцев (180 календарных дней) с даты заключения контракта.
03.06.2024 ООО "ВЕРШИНА" направило в адрес заказчика письмо, в котором указало следующее.
Согласно рабочей документации перегородки из гипсокартонных листов (ГКЛ), включая двери, возводятся компанией "Nayada" из материалов, комплектующих производства компании "Nayada" (ООО "АКД Групп"). При монтаже перегородок используются узлы сборки и крепления, разработки компанией "Nayada". Согласно локальному сметному расчету сметная стоимость выполнения работ и использования материалов компанией "Nayada" составляла 5 532 861,96,66 руб.
ООО "ВЕРШИНА" обратилось в компанию "Nayada" с запросом коммерческого предложения с целью выполнения работ, предусмотренных контрактом. При этом, на момент представления проекта документации заказчику изготовление материалов и стоимость работ компания "Nayada" оценивала в 7 986 542 руб., однако позднее ООО "ВЕРШИНА" было получено новое коммерческое предложение от компании "Nayada" на сумму 6 115 308 руб.
При этом, от альтернативного производителя материалов, необходимых для выполнения работ по контракту (ООО "Профильная производственная компания") было получено коммерческое предложение на сумму 5 999 988,00 руб.
На основании изложенного, ООО "ВЕРШИНА" предложило заказчику рассмотреть следующие варианты решения сложившейся ситуации:
1) увеличение цены контракта на 2 453 680, 04 руб.;
2) согласование возможности использования материалов, отличающихся от материалов, заложенных в проекте, но производимых компанией "Nayada", с увеличением цены контракта на 582 446,04 руб.;
3) согласование возможности привлечения другой организации, выполняющей производство подобных видов работ и применяющей строительные материалы, не соответствующие проектной документации, но с аналогичными свойствами с увеличением цены контракта на 467 126,04 руб.
Также подрядчик в письме указал, что во избежание возможных неблагоприятных для заказчика последствий и по не зависящим от подрядчика обстоятельствам, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы, ООО "ВЕРШИНА" приостановило выполнение работ на срок до принятия заказчиком решения по сложившейся ситуации.
20.06.2024 заказчик направил в адрес подрядчика ответное письмо, в котором, в числе прочего, сообщил, что начальная (максимальная) цена контракта была определена заказчиком ресурсно-индексным методом с использованием сметных нормативов и единичных расценок, действующих на момент расчета. При этом, по позициям, которые отсутствовали в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), определение сметной стоимости осуществлялось на основании сбора информации (конъюнктурного анализа). Так, по позициям: мебель, двери, перегородки был проведен анализ рынка и учтена стоимость из коммерческого предложения ООО "АКД Групп" (в локальном сметном расчете эта информация отражена), также данное коммерческое предложение содержало информацию о стоимости работ по облицовке стен и откосов декоративными элементами, но данные расценки не были приняты заказчиком, так как по указанным позициям имелась расценка в ФГИС ЦС (кроме того, расценки ООО "АКД Групп", по мнению заказчика, были необоснованно высоки в сравнении с локальным сметным расчетом к контракту).
26.06.2024 подрядчик направил в адрес ФГБУ СО РАН претензию, в которой изложил требования, аналогичные по содержанию письму от 03.06.2024. ООО "ВЕРШИНА" также заявило, что заказчиком нарушено требование федерального законодательства в части определения сметной стоимости работ по контракту.
09.07.2024 заказчик направил в адрес подрядчика претензию, в которой указал, что локальный сметный расчет выполнен в соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (Методика).
Положения Методики применяются при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Сметная стоимость строительства определяется ресурсно-индексным методом - с применением к сметной стоимости строительства, определенной с использованием единичных расценок и их отдельных составляющих, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных в базисном уровне цен, соответствующих индексов изменения сметной стоимости, а также с учетом иной информации, используемой для определения сметной стоимости строительства, размещенной в ФГИС ЦС (п.10 Методики).
При составлении локального сметного расчета заказчик не использовал справочные данные о стоимости работ по монтажу типовых материалов "малобюджетной ценовой категории" из ФГИС ЦС. Определение "малобюджетная ценовая категория" при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Методике отсутствует.
В локальном сметном расчете учтены следующие материалы производства компании "Nayada":
1. Декоративные панели NRgn W908 ST2 16 мм стоимостью за 1 кв.м. - 22 176,00 руб.; общей стоимостью 2 672 208, 00 руб. за 120,5 кв.м.; монтаж панелей без установки каркаса - 513 374,27 руб. за 120,5 кв.м, (за 1 кв. м. - 4 260,37 руб.);
2. Дверь глухая однопольная NREGINA W908 ST2 - 3 шт., дверь с повышенной звукоизоляцией 46 дБ глухая NREGINA U732 ST2-1 шт., общей стоимостью 948 289,60 руб.; стоимость установки дверей - 22 176, 00 руб.;
3. Лючок под монитором NLVR W908 ST2 стоимостью 66 040,00 руб., стоимость установки лючка - 1 942,63 руб.
Общая стоимость материалов производства компании "Nayada", по заявлению заказчика, составляет 3 686 537,59 руб.
10.07.2024 ООО "ВЕРШИНА" направило заказчику претензию, в которой указало следующее.
Из положений контракта следует, что работы по монтажу декоративных элементов производства компании "Nayada" будут осуществляться по стоимости, указанной в локальном сметном расчете. Локальный сметный расчет является неотъемлемой частью государственного контракта и был размещен в ЕИС. Локальный сметный расчет основан на коммерческом предложении ООО "АКД Групп" по изготовлению и монтажу декоративных элементов производства компании "Nayada", однако в локальном сметном расчете заказчиком указана цена монтажа, существенно отличающаяся от цены монтажа, содержащейся в коммерческом предложении ООО "АКД Групп".
После заключения контракта подрядчик обратился к официальному дилеру и единственному поставщику указанных товаров - ООО "АКД Групп" для организации поставки и монтажа. ООО "ВЕРШИНА" рассчитывало, что специализированные работы по монтажу декоративных элементов производства компании "Nayada" будут выполнены силами ООО "АКД Групп" и по цене, указанной в локальном сметном расчете, являющемся приложением к контракту.
Вместе с тем, ООО "АКД Групп" отказалось от проведения работ по монтажу декоративных элементов производства компании "Nayada" по цене, произвольно уменьшенной заказчиком до уровня, приведенного в локальном сметном расчете. При этом, в штате ООО "ВЕРШИНА" отсутствуют узкоспециализированные специалисты, прошедшие соответствующее обучение, компетентные осуществить монтаж индивидуально изготовленных декоративных элементов производства компании "Nayada".
На основании изложенного, ООО "ВЕРШИНА" считает, что причиной сложившейся ситуации является то, что заказчиком была произвольно изменена стоимость работ по монтажу декоративных элементов производства компании "Nayada".
Таким образом, подрядчик считает, что заказчиком нарушено существенное условие контракта в части определения цены контракта, ввиду чего ООО "ВЕРШИНА" намерено расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
17.07.2024 заказчиком был направлен ответ подрядчику, в котором было указано, что, по мнению ФГБУ СО РАН, у ООО "ВЕРШИНА" отсутствуют основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 ООО "ВЕРШИНА" направило заказчику претензию, аналогичную по содержанию претензии от 10.07.2024.
19.07.2024 ФГБУ СО РАН приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 19.07.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 19.07.2024, следовательно, 19.07.2024 подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 30.07.2024.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Статьёй 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно с п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу положений абзаца 3 п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Подавая заявку на участие в закупке, ООО "ВЕРШИНА" выразило согласие на исполнение контракта на тех условиях, что предусмотрены извещением о закупке. Таким образом, участник закупки заблаговременно был осведомлен об условиях, предусмотренных данным контрактом. Из содержания претензий ООО "ВЕРШИНА" следует, что общество не согласно с ценой выполнения определенного ряда работ потенциальным субподрядчиком (ООО "АКД Групп"), однако, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, тот факт, что участником закупки при анализе возможности участия в электронном аукционе не были учтены возможные риски, связанные, в том числе, с изменением стоимости выполнения работ субподрядной организацией, а также итоговой рентабельностью при исполнении данного государственного контракта свидетельствует о непроявлении должной осмотрительности ООО "ВЕРШИНА".
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п.13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, так как обязательства по контракту подрядчиком не были исполнены в полном объеме, факт существенного нарушения условий контракта очевиден и неисполнение контракта носит затяжной характер, ФГБУ СО РАН правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта в полном объеме, кроме того, достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для невключения сведений об ФГБУ СО РАН в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией Новосибирского УФАС России не усматривается.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ВЕРШИНА" (ИНН 5407981998), о директоре ООО "ВЕРШИНА" - Усенко Виталии Владимировиче (ИНН 540613517816), участнике ООО "ВЕРШИНА" - Агееве Анатолии Андреевиче (ИНН 540543150456) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 августа 2024 г. N 054/06/104-1988/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024