Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: С И.М.
- Врио заместителя руководителя управления; членов комиссии: Д А.В.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов; К К.С.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев обращение (вх.N 6334-ЭП/24 от 31.07.2024) Департамента по вопросам семьи и детей Томской области (далее - Заказчик), содержащее сведения об НКО БФ "Радость Жизни" (далее-Победитель, Исполнитель) победителе электронного аукциона "Оказание социальных услуг семьям с детьми - инвалидами, детьми с ОВЗ от 4 до 18 лет по минимальному стандарту "Мэри Поппинс"" (извещение N 0865200000323000628), в связи с расторжением контракта по решению суда, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. (далее - Реестр), при участии представителя Заказчика - Авдеевой Е.Е. (доверенность N5 от 26.02.2024), при участие представителя НКО БФ "Радость Жизни" - Пичугиной Т.В. (лицо, имеющее право действовать без доверенности), 2
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения о НКО БФ "Радость Жизни" для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта расторжения контракта по решению суда
установила
следующее. 14.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение об электронном аукционе "Оказание социальных услуг семьям с детьми - инвалидами, детьми с ОВЗ от 4 до 18 лет по минимальному стандарту "Мэри Поппинс"" (извещение N 0865200000323000628) с начальной (максимальной) ценой 633 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2023 NИЭА1 контракт заключается с участником закупки - идентификационный N 114116071 (НКО БФ "Радость Жизни"). 15.05.2023 Заказчик и Победитель заключили контракт N 5/мп (далее - Контракт) с ценой Контракта 633 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется оказать социальные услуги семьям с детьми - инвалидами, детьми с ОВЗ от 4 до 18 лет по минимальному стандарту "Мэри Поппинс" (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (приложение к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях Контракта. Наименование услуги, объем услуг, единица измерения, цена единицы услуги указаны в Техническом задании (приложение к Контракту).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта, место оказания социальных услуг: Российская Федерация, Томская область, Асиновский и Первомайский районы. Пунктом 4.2 Контракта установлено, что срок оказания социальных услуг: с даты заключения Контракта по 01 декабря 2023 г. В Техническом задании указано:
- Наименование услуги: Оказание социальных услуг семьям с детьми - инвалидами, детьми с ОВЗ от 4 до 18 лет по минимальному стандарту "Мэри Поппинс";
- Объем услуг, единица измерения:1 Условная единица; 3 - Численность: не менее 33 детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 18 лет проживающих в семьях, нуждающихся в постоянном уходе и посторонней помощи.
- Цель: социальное обслуживание семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе и посторонней помощи, через: *оказание услуг по временному уходу (кратковременному присмотру) за ребенком-инвалидом, ребенком с ограниченными возможностями здоровья на дому, в том числе по присмотру во время прогулки; *оказание услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и родителям в группах поддерживающего присмотра на период занятости родителей. Исполнитель - государственные организации социального обслуживания несовершеннолетних, негосударственные некоммерческие организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - Исполнитель).
Согласно пункта 3.4.1 Контракта Исполнитель обязан к установленному Контрактом сроку предоставить Заказчику результаты оказания услуг, предусмотренные Контрактом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю 4 фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Пунктом 8.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Решением Арбитражного суда Томской области от 19.06.2024 по делу NА67- 1413/2024 государственный контракт N5/мп от 15.05.2023 на оказание социальных услуг семьям с детьми - инвалидами, детьми с ОВЗ от 4 до 18 лет по минимальному стандарту "Мэри Поппинс", заключенный между Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области и НКО БФ "Радость Жизни" был расторгнут.
В соответствии с решением суда Заказчиком была направлена информация (вх. N 6334-ЭП/24 от 31.07.2024) в Томское УФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта. В ходе заседания Комиссия Томского УФАС России изучила документы, предоставленные Заказчиком и Исполнителем,
установила
следующее. 23.05.2023 Заказчиком по государственному контракту перечислен авансовый платеж Исполнителю в размере 189 900 руб., что подтверждается платёжным поручением от 23.05.2023 N 231953. 20.11.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил заявление (вх. 58/2515) о досрочном расторжении государственного контракта от 15.05.2023 N 5/мп по соглашению сторон в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность оказания услуг в полном объеме, а именно коллективное заявление об отказе от представителей целевой группы получателей социальных услуг во минимальному стандарту "Мэри Поппинс", составленное 03.11.2023. 30.11.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию (всх.58-03- 4005) о необходимости предоставления документации, свидетельствующие об оказании услуг, предусмотренные контрактом для рассмотрения возможности его расторжения по соглашению сторон. В ответ на претензию Исполнитель представил документы:
- копии соглашений с родителями в количестве 25 штук;
- копии дневников оказания услуг в количестве 25 штук;
- копии согласий законных представителей на обработку персональных данных;
- копии чеков о расходах. 5 27.12.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия (исх. 58-03- 4405) в связи с нарушением существенных условий государственном контракта о необходимости выплатить штраф, а также вернуть аванс. 29.12.2023 Исполнителем произведет возврат авансового платежа в размере 189 900 руб. по платежному поручению N 77. 09.11.2024 Исполнитель повторно направил письмо (вх. 58/001) в адрес Заказчика о расторжении Контракта.
Согласно экспертному заключению, проведенному по поручению заказчика и размещенной в ЕИС, дополнительно предоставленные документы Заказчиком не подтвердили факт оказания услуг, в связи с чем в приемке отказано. Требование претензии НКО БФ "Радость Жизни" не исполнено, что послужило основанием обращения Департамента в Арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении государственного контракта N 5/мп от 15.05.2023, взыскании штрафа в размере 5 000 руб. Арбитражным судом Томской области установлено, что заключенный государственный контракт представляет собой договор на оказание социально - значимых услуг в пользу третьих лиц, в которое преследовало собой цели по социальному обслуживанию семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе и посторонней помощи посредством оказания услуг по временному уходу (кратковременному присмотру) за ребенком - инвалидом, ребенком с ОВЗ на дому, в том числе по присмотру во время прогулки, а также оказания услуг детям - инвалидам, детям с ОВЗ и родителям в группах поддерживающего присмотра на период занятости родителей.
Таким образом, контракт является социально - значимым, ввиду направленности на оказание помощи нуждающимся в социальной помощи семьям, в рамках реализации положений Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Томской области от 08.10.2014 N 127- ОЗ "Об организации социального обслуживания граждан в Томской области". В рамках проведенных процессуальных проверок правоохранительных органов на предмет участия семей с детьми - инвалидам и детьми с ОВЗ, родителями написано коллективное обращение об отказе от получения социальных 6 услуг, которые являлись предметом контракта, заключенного между Департаментом и НКО "БФ "Радость жизни". С учетом специфики оказания услуг, при наличии такого отказа невозможность продолжения оказания услуг находится вне сферы контроля и ответственности ответчика, поскольку исполнитель не вправе без согласия законных представителей оказывать услуги детям, что ставит под угрозу исполнение контракта в целом. В свою очередь игнорирование отказа могло привести к нарушению интересов самих получателей услуг, а также требований законодательства. 6 Таким образом, конечные получатели услуг, представив коллективное обращение об отказе от дальнейшего оказания услуг, фактически исключили возможность дальнейшего исполнения контракта по оказанию услуг. Между тем на момент коллективного отказа потребителей услуг, НКО "БФ "Радость жизни" уже оказала часть услуг в рамках выполнения государственного контракта, что подтверждается дневниками оказания социальной услуги семьям, а также объяснениями семей, что истцом не опровергается, о фальсификации каких- либо документов не заявлено. Кроме того, судом установлено, что на момент рассмотрения дела авансовый платеж возвращен в полном объеме, что подтверждается материалами дела и признается истцом. С учетом вышеизложенного суд не усмотрел признаков злоупотребления и недобросовестного поведения в действиях НКО "БФ "Радость жизни" в рамках контракта. На заседании Комиссии Томского УФАС России законный представитель Исполнителя пояснил, что согласно экспертному заключению, проведенному по поручению заказчика и размещённому в ЕИС, дополнительно предоставленные документы Заказчиком не подтвердили факт оказания услуг, в связи с чем в приемке отказано. При этом заключение составлено на основании телефонограмм, по большей части из которых связаться с законными представителями, и получить какой-либо юридически значимой информации возможным не представилось, т.е. на основании доказательств, не отвечающих признаком допустимости и достаточности для совершения выводов. Кроме этого, при исполнении государственного Контракта действительно имела место неполнота оказания услуг, вызванная отказом части законных представителей от их принятия. в рамках проведенных процессуальных проверок правоохранительными органами на предмет участие семей с детьми - инвалидами и ОВЗ по раннем контрактам исполняющими иными хозяйствующими субъектами, родителями написано коллективное обращение об отказе от получения социальных услуг по заключённому Контракту. При наличии отказа родителей, исполнять обязательства по Контракту не представляется возможным. Между тем, на момент коллективного отказа потребителей услуг, Исполнитель уже оказала часть услуг в рамках выполнения государственного Контракта, что подтверждается дневниками оказания социальных услуг семьям, а также объяснениями семей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, 7 исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
На основании решения Арбитражного суда Томской области от 19.06.2024 по делу NА67-1413/2024, которым установлено отсутствие признаков злоупотребления и недобросовестного поведения в действиях НКО "БФ "Радость жизни", Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о НКО БФ "Радость Жизни" (634050, Томская область, г. Томск, ул Гагарина, д. 7, офис 505, ИНН 7017419226) в реестр недобросовестных поставщиков. 8 Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об НКО БФ "Радость Жизни" (634050, Томская область, г. Томск, ул Гагарина, д. 7, офис 505, ИНН 7017419226) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.М. С Члены комиссии: А.В. Д К.С. К
2024-5792
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 августа 2024 г. N 070/10/104-НКО
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024