Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления дорожной инфраструктуры, транспорта и связи администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар", заказчик) N 010760000780000006 (вх. N 7451/24 от 30.07.2024) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Тырбылеве Константине Владимировиче (далее - ИП Тырбылев К.В., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос", извещение N 2 0307300005224000518, при участии в заседании Комиссии Пиягина А.А., представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 05.08.2024,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гоcударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП Тырбылеве К.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос", 3 извещение N 0307300005224000518 (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар", ИП Тырбылев К.В., АО "Сбербанк- АСТ" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. К заседанию Комиссии Коми УФАС России индивидуальным предпринимателем в письме от 05.08.2024 представлены письменные пояснения относительно факта неподписания проекта контракта. УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" письмом от 02.08.2024 N 01-05/3762 представлена запрошенная антимонопольным управлением информация касаемо признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя управления. В заседании Комиссии Коми УФАС России, проходившем 05.08.2024, объявлен перерыв до 06.08.2024 16 ч. 00 мин. в целях возможности предоставления индивидуальным предпринимателем документов, подтверждающих его доводы касаемо отсутствия с его стороны умысла на незаключение контракта. Рассмотрение обращения осуществлено Комиссией Коми УФАС России в отсутствие представителей УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" и оператора электронной площадки. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 15.07.2024 уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0307300005224000518 с содержащимися при нем электронными документами. Наименование объекта закупки - "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос". 4 Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 685 600,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.07.2024 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.07.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 N ИЗК N 1, закупка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признана несостоявшейся (по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке - ИП Тырбылев К.В. с ценой контракта - 2 635 000,00 руб.
2. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается. Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 5 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0307300005224000518 требуется обеспечение исполнения контракта: "Размер обеспечения исполнения контракта 268 560,00 руб.".
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной 6 участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. 3.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 N ИЗК N 1 размещен в ЕИС и сайте оператора электронной площадки - 22.07.2024 в 15:37, 15:40. 22.07.2024 15:41 заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе без своей подписи проект контракта. Проект контракта участнику направлен 23.07.2024 15:32.
Регламентированный срок для направления индивидуальным предпринимателем подписанного усиленной электронной подписью проекта контракта, документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта - 24.07.2024 в 23:59 ч. В обозначенный выше регламентированный срок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, индивидуальным предпринимателем не направлены. 25.07.2024 00:01 от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта". В связи с невыполнением участником закупки требований статьи 51 Закона о контрактной системе, 30.07.2024 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 7 В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Исходя из пояснений представителя индивидуального предпринимателя следует, что подписать контракт и предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта в регламентированный срок индивидуальному предпринимателю не представилось возможным по причине ошибки работы электронной цифровой подписи и сбоем в работе программы сайта Сбербанк-АСТ. Устранить своевременно возникшую ошибку путем 8 замены сертификата электронной подписи он не мог, поскольку в данное время находился в пути (за пределами города). Перечислить Заказчику денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта удалось лишь 25.07.2024 (платежное поручение N 81 от 25.07.2024 на сумму 268 560,00 руб.). Указанным выше представителем отмечено, что умышленного намерения, направленного на незаключение контракта по результатам указанной выше закупки, индивидуальный предприниматель не имел, напротив был заинтересован в исполнении такого контракта, подтверждением чему является заключение 31.07.2024 на бумажном носителе между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос". УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" в письме от 02.08.2024 N 01-05/3762 факт поступления на лицевой счет управления денежных средств, перечисленных индивидуальным предпринимателем в качестве обеспечения исполнения контракта, подтверждает, на включение информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает. Приняв во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем. В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и 9 предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки. Принимая во внимание пояснения представителя индивидуального предпринимателя, представленные копии документов, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях индивидуального предпринимателя отсутствуют. По мнению Комиссии Коми УФАС России, неподписание индивидуальным предпринимателем (ответственным должностным лицом) проекта контракта в установленный законом срок совершено по неосторожности. Индивидуальный предприниматель по небрежности не принял необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения такого контракта. Перечисление Заказчику денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, своевременное уведомление Заказчика о причинах неподписания контракта, обращения к Заказчику с ходатайством о предоставлении возможности подписания такого контракта на бумажном носителе, свидетельствует о намерении индивидуального предпринимателя в заключении контракта, его исполнения. Подтверждением готовности исполнения обязательств по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос", служат заключенные 31.07.2024 между УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" и индивидуальным предпринимателем пять муниципальных контрактов. Из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла индивидуального предпринимателя, направленного на незаключение контракта, напротив им осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения на уклонение от заключения контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП Тырбылева К.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России в действиях УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не выявлено. 5.
Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящих сведений установлено следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 10 заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. Комиссией установлено, что Заказчиком нарушен процессуальный срок формирования и размещения в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта. Вместо регламентированного одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, то есть приходящегося на 25.07.2024, протокол заказчиком был сформирован и размещен только лишь 30.07.2024.
Исходя из пояснений УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар", представленных в письме от 02.08.2024 N 01-05/3762, следует, что причиной нарушения регламентированного срока для формирования и размещения в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокола признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта послужило принятие Управлением действий, связанных с возможностью открытия доступа для подписания контракта со стороны участника на электронной площадке Сбербанк-АСТ, путем обращения в службу технической поддержки ЕИС, оператору электронной площадки, направления письма в адрес Коми УФАС России и ожиданием решения по данной ситуации. Между тем, Комиссия Коми УФАС России обращает внимание, что положения Закона о контрактной системе не содержат каких-либо условий для возможности продления срока, связанного с формированием и размещением в ЕИС и на электронной площадке оператора протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, напротив, такой срок императивно закреплен в подпункте "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе. Следовательно, указанное выше свидетельствует о нарушении УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" требования, установленного в подпункте "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на 11 конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. С учетом того, что допущенное Заказчиком нарушение не является устранимым ввиду того, что закупка уже завершена, предписание об устранении выявленных нарушений выдаче не подлежит. Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обстоятельства, перечисленные в пункте 14 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; осуществление ИП Тырбылевым К.В. действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 раздела III Правил, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Отказать УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" во включении информации об ИП Тырбылеве К.В. (ИНН: 110901098801) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам N 8 "Опытная станция - Школа N 33", N 10 "Дырнос - Аэровокзал", N 6 "Дырнос - Росгосстрах", N 20 "Опытная станция - Дырнос", извещение N 0307300005224000518. 2.
По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, в действиях УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" не выявлено.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действии УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, выраженного в виде формирования и размещения в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта с нарушением регламентированного срока.
4. С учетом того, что допущенное Заказчиком нарушение не является устранимым предписание об устранении выявленных нарушений выдаче не подлежит.
5. Передать материалы проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица УДИТИС администрации МО ГО "Сыктывкар" за допущенное выше 12 нарушение.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.А. Мокиенко
2024-5217
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 августа 2024 г. N 011/06/99-697/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024