Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГУП "СПб Информационно-аналитический центр" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Ланит Северо-Запад" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19148/24 от 25.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по поддержанию инженерных систем и оборудования, обеспечивающего заданные параметры функционирования распределенного регионального центра обработки данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (извещение N 0572200000623000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по поддержанию инженерных систем и оборудования, обеспечивающего заданные параметры функционирования распределенного регионального центра обработки данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (извещение N 0572200000623000011) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 261 595,55 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Ланит Северо-Запад".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Ланит Северо-Запад" заключен государственный контракт N 0572200000623000011-4 от 29.01.2024 на сумму 26 130 287,57 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Ланит Северо-Запад".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по поддержанию инженерных систем и оборудования, обеспечивающего заданные параметры функционирования распределенного регионального центра обработки данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Услуги).
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Аналогичное право Заказчика предусмотрено п. 4.2.2 Контракта, согласно которому Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. При этом, данная норма права не ставит отказ от исполнения Контракта в зависимость от причин такого отказа.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе (п. 1 ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.ч. 9, 12.1, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основанию, предусмотренному п. 12.2, 4.2.2. Контракта, п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
При исполнении Контракта Исполнитель добросовестно и в полном объеме выполнял взятые на себя обязательства, что подтверждается составленными в ходе исполнения Контракта документами.
При этом возникновение между Заказчиком и Исполнителем спора по результатам оказания услуг по первому этапу не является основанием для включения в РНП, поскольку само по себе не свидетельствует о недобросовестном поведении.
В силу п. 2.2 Контракта установлен период оказания услуг: с 01.02.2024 по 31.12.2024, в том числе по следующим этапам (далее - отчетный период, этап):
1 отчетный период: с 01.02.2024 по 31.03.2024;
2 отчетный период: с 01.04.2024 по 30.06.2024;
3 отчетный период: с 01.07.2024 по 30.09.2024;
4 отчетный период: с 01.10.2024 по 30.11.2024;
5 отчетный период: с 01.12.2024 по 31.12.2024;
На дату принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от Контракта (12.07.2024) Исполнитель в полном объеме оказал Услуги по первому и второму этапу. Нарушений сроков оказания Услуг по этапам Исполнитель не допускал.
При этом Заказчик отказался от приемки и оплаты Услуг по первому этапу на основании заключения экспертизы от 27.04.2024.
Исполнитель был не согласен с позицией Заказчика по первому этапу и отказе в приемке услуг и после претензионной переписки подал исковое заявление в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело N А56-71323/2024).
В рамках данного судебного спора Участник взыскивает с Заказчика стоимость оказанных Услуг по первому этапу.
После завершения первого этапа исполнения Контракта Заказчик не отказывался от дальнейшего выполнения Исполнителем Контракта и допустил последнего до выполнения второго этапа.
Услуги по второму этапу были оказаны Исполнителем в установленный Контрактом срок.
Согласно экспертному заключению от 24.07.2024 Заказчик принял решение принять оказанные Услуги на сумму 6 307 297,92 рублей, что составляет 90 процентов от цены второго этапа.
Претензия касательно качества услуг по второму этапу поступила 24.07.2024. то есть, через 12 дней после отказа от Контракта и в день составления экспертного заключения.
Таким образом, документально подтвержденные фактические обстоятельства исполнения Контракта свидетельствуют о том, что Исполнитель в установленные Контрактом сроки выполнял предусмотренные Контрактом услуги, включая исполнение по первому и второму этапу.
При этом между Заказчиком и Исполнителем возник спор в отношении оказанных услуг по первому этапу, который в настоящее время находится на рассмотрении арбитражного суда, что само по себе не является основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков по следующим основаниям.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Ланит Северо-Запад" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником оказаны Услуги и приняты Заказчиком на сумму 11 036 812,78 рублей из 26 130 287,57 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Ланит Северо-Запад" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Ланит Северо-Запад" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Ланит Северо-Запад" (ИНН: 7842452561), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2024 г. N РНП-78-1247/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024