Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Балтийской таможни (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Элит Статус Груп" (далее - Участник, Исполнитель):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19147/24 от 25.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по содержанию прилегающих территорий (газонов) объектов Балтийской таможни (извещение N 0372100010924000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по содержанию прилегающих территорий (газонов) объектов Балтийской таможни (извещение N 0372100010924000013) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 775 760,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2024 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Элит Статус Груп".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Элит Статус Груп" заключен государственный контракт N ЗК.2024.0401013 от 03.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 560 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.6 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Элит Статус Груп".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по содержанию прилегающих территорий (газонов) объектов Балтийской таможни (далее - Услуги).
В соответствии с разделом 7 Технического задания установлен объём и периодичность оказания услуг по Контракту.
В ходе оказания услуг Исполнитель систематически нарушал сроки и (или) периодичность исполнения обязательств в рамках Контракта, установленные в Техническом задании, а также не выполнял обязательства в объеме регламентированном условиями Контракта.
В связи с допущенными Исполнителем нарушениями Заказчиком неоднократно направлялись письма с указанием риска неисполнения обязательств по Контракту от 20.05.2024 N 29-17/09529, от 21.06.2024 N 29-17/11620.
Нарушения условий Контракта подтверждаются актами фактов неисполнения условий Контракта от 31.05.2024 N 1, от 04.07.2024 N2, а также заключениями экспертизы Заказчика от 31.05.2024 и 30.06.2024.
Кроме того, согласно акту устранения недостатков от 14.06.2024 Исполнителю предоставлен срок для устранения выявленных недостатков (5 календарных дней). Письмо от 17.06.2024 N29-17/11182, которым направлен указанный акт в адрес Участника.
Однако, по состоянию на 12.07.2024 выявленные недостатки не устранены Исполнителем в полном объеме.
В соответствии с п.2.3 Контракта к документу о приемке прилагается Технический Акт приемки оказанных услуг, подтверждающий фактический объем оказанных услуг. В соответствии с техническими актами за период с мая по июнь 2024 года, составленными совместно с Исполнителем, зафиксированы факты неисполнения им обязательств по Контракту, услуги за указанные периоды оплачены за вычетом неисполненных обязательств.
Соглашаясь при заключении Контракта с установленными в нем условиями, в том числе относительно сроков оказания услуг, периодичности их выполнения, Исполнитель обязан был проанализировать возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема услуг и сроков, отведенных для их оказания, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задачи выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока оказания услуг Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729), если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Таким образом, в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.
В связи с вышеизложенным на основании пункта п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708, п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.6 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Элит Статус Груп" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Исполнитель оказал, а Заказчик принял услуги на сумму 90 137,65 Рублей РФ. Указанные услуги в настоящее время оплачены Заказчиком.
Контракт не был исполнен ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" на 100% заложенного объема по причине введения в отношении ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" ограничения движений денежных средств по расчетному счету ФССП и невозможностью в связи с этим финансирования выполнения дальнейших работ.
При этом, указанные ограничения были введены в отношении ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" после заключения Контракта.
Необходимо отметить, что ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" не уклонялось умышленно от исполнения Контракта, а напротив, имело своей целью надлежащее исполнение Контракта.
ООО "Элит Статус Груп" является постоянным исполнителем государственных и муниципальных Контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, к настоящему моменту в реестре контрактов заключенных Заказчиками, размещённом в единой информационной системе в сфере закупок содержится 17 записей о контрактах исполнение по которым завершено, либо которые находятся на исполнении - со стороны Заказчиков по исполненным ООО "Элит Статус Груп" Контрактам нареканий не возникало, контракты по решению судов или Заказчиков с ООО "Элит Статус Груп" не расторгались.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Элит Статус Груп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, из представленных сведений Участником исполнительное производство было возбуждено в отношении ООО "Элит Статус Груп" 01.04.2024 в соответствии с исполнительным листом на сумму 412 022,72 рублей.
По словам представителя Участника денежные средства ООО "Элит Статус Груп" были выплачены, однако в связи с бездействием лиц РОСП ФССП исполнительное производство прекращено не было.
При этом, согласно сведениям, представленными Участником, денежные средства ООО "Элит Статус Груп" были выплачены 15.06.2024 на сумму 26 954,75 и 25.07.2024 на сумму 356 999,53, т.е. общая сумма - 383 954,28 рублей.
Таким образом, Участник принял на себя все риски, связанные с участием в закупке, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом Услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Элит Статус Груп" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Элит Статус Груп" (198516, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. ГОРОД ПЕТЕРГОФ, УЛ ФАБРИЧНАЯ, Д. 1, ЛИТЕРА О, КАБ. 3-321 (О331)), ИНН: 7811693951, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Пушко Наталья Юрьевна, ИНН: 783800686296; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Элит Статус Груп" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.07.24 |
26.07.24 |
25.07.24 |
0 |
25.07.24 |
01.08.24 |
31.07.24 |
0 |
05.08.24 |
05.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2024 г. N РНП-78-1246/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024