Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга (далее- Заказчик):,
ООО "ЧОО "Контроль" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19140/24 от 25.07.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению охраны для нужд ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 164, литер. А. в 2024-2025 годах (извещения N 0372200232124000019) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.07.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372200232124000019.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 951,20 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Порядком оценки в оспариваемой части установлены следующие указания:
"Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Х max - максимальное значение суммы оцениваемых характеристик объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Х i - значение суммы характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Х min - минимальное значение суммы характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"
Настоящий порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит исчерпывающий перечень сведений и требований к их содержанию, подлежащих оценке комиссией по осуществлению закупок и, соответственно, подлежащих предоставлению участниками закупки в своих заявках. Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является наибольшее количество баллов, присваиваемых членами комиссии, по заявке участника.
Порядок оценки заявок установлен в целях выявления лучшего условия исполнения контракта на оказание охранных услуг и направлен в первую очередь на повышение качества оказываемых услуг. Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник формирует предложение о качественных характеристиках объекта закупки. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса самостоятельно исходя из своих технологических возможностей и должно включать описание предложения в отношении качества и безопасности услуг (далее - описание качества услуг), описание мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, проводимого участником конкурса в рамках оказания охранных услуг, а также информацию, предусмотренную настоящим порядком оценки. Сведения, а также информация, предоставляемые участником должны быть конкретными, относящиеся к объекту закупки, требования к описанию которого содержатся в описании объекта закупки (далее - техническое задание), не допускающие двоякого, двусмысленного толкования, с обязательным соблюдением порядка описания и содержания, установленного настоящим пунктом порядка оценки заявок. Оценка заявок осуществляется комиссией путем сопоставления предложений участников конкурса по показателям, в отношении которых техническим заданием установлены требования к максимальным и минимальным значениям таких показателей.
При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в приложении к извещению, а также инструкцией по заполнению заявки.
К описанию качества услуг в предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки включаются следующие сведения:
- о регламентировании действий частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, его права и обязанности при выполнении им трудовой функции;
- об обеспеченности участника конкурса нормативно-правовыми документами в области охранной деятельности, необходимых для оказания услуг в рамках исполнения контракта;
- по организации реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны для обеспечения качества и безопасности услуг на объекте.
Мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте разрабатывается с целью выполнения предупреждающих действий, направленных на исключение случаев, которые влияют на снижение уровня безопасности на объекте и принятие мер по предотвращению их повторения. Под мероприятиями по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте понимается комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые; скрытые. Мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте разрабатывается участником конкурса на весь срок действия контракта, предусмотренный в проекте контракте.
Для формирования мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте указывается перечень обязательств по повышению безопасности на объектах Заказчика, которые должны осуществлять работники участника конкурса для обеспечения надлежащего качества услуг в рамках исполнения контракта, а также приводится описание мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, с указанием должности ответственных лиц, на которые будет возложена обязанность, ответственность и полномочие за его исполнение, форму трудовых отношений с таким лицом, видов проверки. Определяются дисциплинарные взыскания к работникам участника конкурса, в случае ненадлежащего исполнениями ими обязанностей, с указанием вида взыскания и порядка его применения с оформлением организационно-распорядительными документами, предусмотренными внутренними правилами участника конкурса. Должность указывается участником в соответствии с перечнем должностей, утвержденных штатным расписанием, а также фактически имеющимся в штате, в том числе на договорной основе. Допускается указание несколько лиц, на которые будут возложены обязанности, ответственность и полномочия по исполнению мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте. Все мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте документируются участником конкурса с указанием конкретного срока оформления лиц после заключения контракта организационно-распорядительными документами, предусмотренными внутренними правилами участника конкурса. При указании ответственного лица, на которое будет возложена обязанность, ответственность и полномочие за исполнение мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, участнику конкурса необходимо исходить из категории должностных лиц, допускаемых к проведению проверок. К проведению проверок должны допускаться лица, имеющие в соответствии с должностными инструкциями полномочия на осуществление проверок за выполнением обязанностей охранников.
Мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте при оказании услуг должны включать срок (период) исполнения таких мероприятий при оказании услуг. При включении срока (периода), участнику следует указывать конкретный срок и/или периодичность исполнения мероприятий. По всем мероприятиям по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте указываются конкретные документы, предусмотренные внутренними правилами участника, которые будут составлены для оформления результатов проверки в качестве подтверждения их выполнения. Образцы документов прикладываются к предложению участника и должны содержать проверяемые ответственным лицом параметры (требования) и способы контроля при проведении мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте.
Оценка заявок осуществляется комиссией по осуществлению закупок путем сопоставления предложений участников конкурса по показателям, в отношении которых требованиями к техническим характеристикам услуг технического задания установлены максимальные и минимальные значения таких показателей.
В целях выявления лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников, которые не были отклонены, порядок оценки содержит зависимость (формула расчета количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями. Количество баллов присваивается в зависимости от содержащихся в предложении участника закупки о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта сведений согласно [1], [2]. Лучшим условием исполнения контракта является наибольшее количество баллов, присваиваемых членами комиссии, по заявке участника.
[1] лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение (установлено максимальное значение показателя), количество баллов определяется: Pi = 100 x (Кmin / Кi), где:
Кmin - минимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.
[2] лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение (установлено минимальное значение показателя), количество баллов определяется: Pi = 100 x (Кi / Кmax), где:
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
Максимальное количество баллов, присваиваемое по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет сто баллов. Для получения соответствующего количества баллов, участник при составлении предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки включает предусмотренные порядком оценки сведения. Общее количество баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", присваиваемых заявке, определяется как частное от деления суммы баллов каждого показателя, присвоенные конкурсной комиссией участнику, заявка которого оценивается на максимальную суммы баллов каждого показателя из представленных участниками конкурса предложений.
В случае отсутствия в составе заявки предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, либо отсутствия в нем предусмотренных настоящим порядком оценки сведений, участнику конкурса, подавшему такую заявку, присваивается ноль баллов. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе. Предложение участника конкурса не может противоречить требованиям технического задания. При наличии в составе заявки предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, информация о таком предложении включается в условия контракта. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса в соответствии с действующим законодательством".
Кром того, инструкцией по заполнению заявки определено:
"При установлении требований к максимальному значению заказчиком использованы "менее", "<": требуется значение строго менее установленного в требованиях (не включаются обозначенные предельные размеры максимальных значений); При установлении требований к минимальному значению заказчиком использованы слова "более", ">": требуется значение строго более установленного в требованиях (не включаются обозначенные предельные размеры минимальных значений); При установлении требований к максимальному значению заказчиком использованы "не более", "": требуется значение менее или равное установленного в требованиях (включаются обозначенные предельные размеры максимальных значений); При установлении требований к минимальному значению заказчиком использованы "не менее"; "
": требуется значение более или равное установленного в требованиях (включаются обозначенные предельные размеры минимальных значений)".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
"Так, например, в соответствующем разделе технического задания указано "Обязательные обходы территории не менее 6 раз в сутки". В соответствии с инструкцией данный показатель относится к показателям с требованием к минимальному значению. Соответственно по формуле,
[2] лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение (установлено минимальное значение показателя), количество баллов определяется: Pi = 100 x (Кi / Кmax), где:
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
Сравнив два представленных предложений по данному показателю, Заказчик получает количественное выражение в баллах по данному оцениваемому свойству объекта закупки, далее в соответствии с порядком оценки общее количество баллов, в зависимости от представленного участником закупки предложения суммируется и определяется участник с максимальным количеством баллов, что и является для заказчика лучшим условием исполнения контракта. О чем и сделано соответствующее указание в порядке оценки".
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "Контроль" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2024 г. N 44-3040/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024