Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Единорог" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19517/24 от 30.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение N 0372100049624000590),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение N 0372100049624000590) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 928 908,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2024 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Единорог".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Единорог" заключен государственный контракт N 03721000496240005900001/МИ от 02.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 3 300 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Единорог".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку системы эндоскопической визуализации (далее - Товар).
Согласно п. 5.2 Контракта, срок поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования: с даты заключения Контракта по 01.10.2024. Оборудование поставляется по заявке Заказчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления заявки Поставщику.
13.06.2024 Поставщиком поставлен Товар, что подтверждается Документом о приемке N 125 от 10.06.2024.
21.06.2024 Заказчиком отказано Поставщику в приемке поставленного товара в связи не предоставлением надлежаще оформленного документа, предусмотренного пунктом "з" пункта 5.4 контракта.
Согласно пункту 6.8 контракта, Заказчик не принимает оборудование, не соответствующее Контракту по количеству, качеству или ассортименту, оборудование, поставляемое в поврежденной таре, либо оборудование, не имеющее сопроводительных документов, указанных в п. 5.4. Контракта.
По состоянию на 18.07.2024 Поставщиком не представлен документ, предусмотренный п. "з" п. 5.4 Контракта, а именно гарантию производителя на оборудование, срок действия которой должен соответствовать требованиям п. 8.4 Контракта, оформленную в виде отдельного документа.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Единорог" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
02.05.2024 от Заказчика поступила заявка N 250 на поставку Товара в срок до 13.05.2024.
03.05.2024 ООО "ЕДИНОРОГ" с ООО "АЛКОМЕД" была подписана спецификация к договору N 28 на поставку медицинской продукции от 24.11.2023.
08.05.2024 ООО "ЕДИНОРОГ" разместил в ЕИС уведомление о доставке Товара в адрес Заказчика и о вводе в эксплуатацию.
Письмом от 13.05.2024, размещенным в ЕИС, ООО "ЕДИНОРОГ" уведомил Заказчика о том, что условие о предоставлении таможенной декларации является чрезмерным и излишним, учитывая наличие номера таможенной декларации в распоряжении Заказчика.
28.05.2024 Заказчик уведомил ООО "ЕДИНОРОГ", что для подтверждения оригинальности Оборудования, он обратился Московское представительство компании "ПЕНТАКС Европа ГмбХ" (Германия) с приложение гарантийной карты, представленной Поставщиком.
В ответ Московское представительство компании "ПЕНТАКС Европа ГмбХ" (Германия) указало, что форма гарантийной карты, представленная Заказчиком в настоящее время при поставках товара Pentax Medical не используется.
Письмом от 29.05.2024 ООО "ЕДИНОРОГ" пояснил Заказчику о том, что Московское представительство компании "ПЕНТАКС Европа ГмбХ" (Германия) не уполномочено давать разъяснения; факт наличия ГТД свидетельствует о ввозе оборудования на территорию РФ законным путём; согласно эксплуатационной документации, размещенной на сайте Росздравнадзора, у производителя отсутствует установленный формат ГТ, у ООО "ЕДИНОРОГ" не известно о фактах фальсификации ГТ в связи с чем ООО "ЕДИНОРОГ" просил Заказчика осуществить приёмку оборудования.
30.05.2024 Заказчик запросил у ООО "ЕДИНОРОГ" информацию об официальном дилере у которого было приобретено оборудование.
Письмом от 05.06.2024 с целью надлежащего исполнения Контракта, для экономии ресурсов сторон, ООО "ЕДИНОРОГ" уведомил Заказчика о том, что готов осуществит замену Товара на полностью аналогичный в срок, не позднее 14.06.2024.
С согласия Заказчика ООО "ЕДИНОРОГ" - осуществил замену Товара.
Со всем комплектом необходимых документов также была передан гарантийная карта PENTAX на Видеопроцессор медицинский для эндоскопии "ПЕНТАКС" EPK с принадлежностями вариант исполнения: EPK-3000, серийный номер В720816, заверенная печатью и подписью дистрибьютора торговой марки PENTAX ООО "Ренессанс Медикал Групп" ИНН 7810389620 (далее - ООО "РМГ") (импортер товара на территорию РФ от Пентакс Европа ГмбХ).
14.06.2024 за исх. N 743 от ООО "РМГ" в адрес заказчика поступил ответ, что гарантийная карта должна быть заверена уполномоченной организацией производителя, которая имеет права на ввод оборудования в эксплуатацию, обучения персонала и гарантийное обслуживание.
ООО "РМГ" не имеет контракта с производителем на предоставление указанных услуг. Предъявленная гарантийная карта не выдавалась, подпись не соответствует подписи руководителя ООО "РМГ".
На основании данного письма ООО "РМГ" Заказчиком 18.07.2024 принято решение об отказе в приеме товара и указано требование о замене Товара.
ООО "Единорог" направил запрос своему поставщику ООО "АЛКОМЕД" с целью проверки данной информации. В ходе выяснения установлено, ООО "АЛКОМЕД" приобрел данное оборудование у ООО "ПЕРЕСВЕТ", которые в свою очередь его приобрели у ООО "Юни-тек".
Везде в ходе изучения условий договоров поставки везде было условие передачи гарантии и гарантийной карты от производителя, оборудование новое, ранее до момента поставки в эксплуатацию не вводилось. При этом все контрагенты подтверждают, что данная гарантийная карта шла в комплекте поставки.
ООО "ПЕРЕСВЕТ", направил аналогичный запрос в ООО "Юни-тек", на который до настоящего времени не поступил ответ. Исходя из заверенной карты ООО "Ренессанс Медикал Групп", в адрес ООО "Юни-тек" поставила именно эта компания.
Для оказания услуг, по вводу оборудования в эксплуатацию и инструктажу специалистов конечного получателя, Поставщик привлек специализированную компанию ООО "Невские Технологии", имеющих действующую Лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию.
ООО "ЕДИНОРОГ" также направил запросы в ООО "РМГ", на которые до настоящего времени также не поступил ответ.
22.07.2024 ООО "ЕДИНОРОГ" направил Заказчику уведомление о необходимости отмены Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, однако указанное решение Заказчиком отменено не было и вступило в силу.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Участником два раза поставлялся Товар, при этом оба раза Заказчиком было отказано в приемке Товара, поскольку гарантия производителя, представленная Участником не была подтверждена производителем.
В силу положений ст. 6 Закона о контрактной системе, в качестве основополагающих принципов функционирования Федеральной контрактной системы являются принципы профессионализма заказчиков, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, и эффективность осуществления закупок.
При этом, в силу ч. 13 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские изделия, которые не соответствуют требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий, требованиям к их маркировке, нормативной, технической и эксплуатационной документации и которые не могут быть безопасно использовано по назначению, установленному производителем (изготовителем) признаются недоброкачественными. Также, в силу ч. 12 указанной статьи медицинские изделия, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе) признаются фальсифицированными. В силу ч. 17 указанной статьи, реализация фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий запрещается.
Таким образом, во исполнение принципов, изложенных в ст. 6 Закона о контрактной системе, на Заказчика возлагается обязанность по проведению мероприятий по выявлению признаков несоответствия медицинского изделия, по предотвращению обращения возможно незарегистрированного медицинского изделия.
Приемка медицинских изделий, имеющих признаки фальсификации, либо ввезенных нелегальным путем, и их последующее применение несет угрозу жизни и здоровью граждан и не отвечает целям деятельности лечебного учреждения.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, Участник не смог предоставить гарантию производителя на Оборудование, в соответствии с требованием пп. З п. 5.4 Контракта, несмотря на данные Участником обязательства по соблюдению всех условий указанного Контракта.
Таким образом, Участник, приняв на себя все риски, связанные с участием в закупке, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом Услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Запроса котировок, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Единорог" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Единорог" (344019, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.О. ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ, Г РОСТОВ-НА-ДОНУ, УЛ 14-Я ЛИНИЯ, ЗД. 53, КОМ. 204), ИНН: 6163222956, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Грицунов Михаил Михайлович, ИНН: 616485788428; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Единорог" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
30.07.24 |
01.08.24 |
30.07.24 |
0 |
30.07.24 |
06.08.24 |
05.08.24 |
0 |
08.08.24 |
08.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 августа 2024 г. N РНП-78-1265/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024