Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Концептстрой" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19629/24 от 31.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в рамках Адресной программы на 2024-2025 год (извещение N 0872100001023000397),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в рамках Адресной программы на 2024-2025 год (извещение N 0872100001023000397) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 779 257,32 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.01.2024 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Концептстрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Концептстрой" заключен государственный контракт N 0872100001023000397 от 26.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 10 334 623,49 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.7 - 7.9 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Концептстрой".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту помещений в рамках Адресной программы на 2024-2025 год (далее - Работы) по адресу: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-т, лит. А, д. 50/52, пом. 8-Н (далее - Объект).
Срок выполнения Работ по Контракту, с учетом заключенного Дополнительного соглашения N 3 от 03.06.2024 - с даты согласования Заказчиком списка рабочих по 30.06.2024.
05.06.2024 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо о досрочном выполнении Работ.
В соответствии с п. 5.5 Контракта Подрядчиком в адрес Заказчика 05.06.2024 направлена отчетная документация по Контракту.
Документальная проверка локальной сметы на сумму 10 334 623,49 руб., проведена представителями Заказчика в сроки, установленные п. 5.6 Контракта, и 06.06.2024 направлено уведомление о формировании в ЕИС документа о приемке.
10.06.2024 Подрядчиком в ЕИС был сформирован документ о приемке по Контракту на сумму 10 334 623,49 руб.
В связи с допущенными Подрядчиком существенными нарушениями условий Контракта, которые не позволили принять Заказчику результаты Работ, Заказчиком 24.06.2024 составлен и размещен в ЕИС рекламационный акт N 1, а также 26.06.2024 направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных Работ, с указанием сроков устранения нарушений.
В соответствии с п 5.5 Контракта в срок, указанный в акте приемочной комиссии от 26.06.2024, Подрядчик должен устранить выявленные приемочной комиссией Заказчика недостатки, и в течение 2 (двух) рабочих дней повторно направить на проверку правильности оформления исполнительную документацию в адрес Заказчика. Отраженные в рекламационном акте нарушения устранены Подрядчиком частично.
01.07.2024 от Подрядчика через ЕИС поступило информационное письмо в ответ на рекламационный акт от 24.06.2024, в котором сообщено об устранении изложенных недостатков.
05.07.2024 Подрядчиком в ЕИС сформирован повторный документ о приемке N 8 на сумму 7 180 014,38 руб.
Приемочная комиссия Заказчика создана в соответствии с распоряжением ФКУ "ЦХиСО" от 10.07.2024 N 172 "О создании приемочной комиссии по приемке выполненных работ".
В соответствии с п. 5.17 Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В связи с вновь допущенными Подрядчиком существенными нарушениями условий Контракта, которые не позволили принять Заказчику результаты Работ в установленные сроки, Заказчиком 11.07.2024 составлен и размещен в ЕИС рекламационный акт N 1, а также 15.07.2024 направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных Работ, с указанием сроков устранения нарушений.
В результате проверки Заказчиком установлены следующие замечания, послужившие для отказа от подписания документа о приемке:
- полы не соответствуют заявленным характеристикам, стыки полов на разном уровне, цвет не соответствует, разный цвет пола, отсутствует часть плитки пола;
- слева от входа серверной некачественно прокрашены стены;
- с левой стороны от оружейной комнаты треснут плинтус и не закреплены плинтуса;
- мусор под фальшполом;
- на лестнице остатки клея на деревянной панели и замазка (клей) на металлические элементы и плитке керамической.
Исполнительная документация, а именно акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы оформлены ненадлежащим образом. В актах отсутствуют подписи должностных лиц осуществляющих освидетельствование.
В исполнительных схемах (акт выполненных работ КС-2):
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 1.2 п\п 2 не отмечено где производились работы.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 4 п\п 4 не отмечено где производились работы.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N9,8 не верно указана стена.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 11,13 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 15,16,17,19 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 25,26,28 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 30 изменить условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 53,54,56 отсутствуют условные обозначения.
- план схема расположения ограждений не соответствует фактически выполненным работам.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N> 62 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 69 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 70,71,73 отсутствуют условные обозначения.
- присвоить на все схемы порядковые номера, подписать должностными лицами.
- приложение к акту выполненных работ КС-2N 100-105 изменить объемы.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 106 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 108-109, 111-113, отсутствуют условные обозначения, указать правильное количество розеток, убрать расценки. Уточнить где монтировались светильники.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 119-121 убрать расценки.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 126 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 125-121 исправить количество фактически установленного оборудования.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 133,135 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 138,140 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 143 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 154,155,157 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 159,160,170 отсутствуют условные обозначения.
- приложение к акту выполненных работ КС-2 N 177 отсутствуют условные обозначения.
Таким образом, виды и объемы выполненных Работ, представленные Подрядчиком для приемки согласно акта о приемке выполненных работ КС-2, не соответствуют фактически выполненным. Виды и объемы работ в соответствии с актом выполненных работ КС-2 фактически выполнены на общую сумму 5 165 257,91 руб.
Работы, заявленные к приемке Подрядчиком на общую сумму 5 169 365,58 руб., приемке не подлежат в связи с фактическим их невыполнением, либо выполнением с нарушениями условий Контракта.
В связи с вышеизложенным, на основании ст.ст. 450, 450.1, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.9 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Концептстрой" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Так, в результате исполнения взятых на себя обязательств Подрядчик разместил в ЕИС документ о приемке N4 от 10.06.2024 на общую сумму 10 334 623,49 руб. Заказчик в приемке выполненных работ отказал, в связи с чем разместил рекламационный акт N1 и акт приемочной комиссии N1 с указанием причин такого отказа. Заказчик указал на 26 замечаний, которые послужили основанием для отказа в приемке. Однако Подрядчик в установленный Заказчиком срок все выявленные замечания устранены, о чем Заказчиком был уведомлён исходящим письмом от 01.07.2024.
По факту выполнения необходимых работ Подрядчик сформировал в единой информационной системе документ о приемке N8 на общую сумму 7 180 014,38 рублей.
Согласно п. 5.17 Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Так, по результатам проведенной экспертизы Заказчиком в ЕИС был размещен мотивированный отказ с размещением рекламационного акта N1, с указанием следующих несоответствий:
1.Полы не соответствуют заявленным характеристикам, стыки полов на разном уровне, цвет не соответствует, разные цвета полов, отсутствует часть плитки пола.
2.Слева от входа серверной некачественно покрашены стены.
3.С левой стороны от оружейной комнаты треснут плинтус и закреплены плинтуса.
4.Мусор под фальшполом.
5.На лестнице остатки клея на деревянной панели и замазка (клей) на металлические элементы и плитке керамической.
По указанным доводам также 16.07.2024 было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако Подрядчик не согласен с принятым решением, считает его неправомерным и необоснованным, так как все необходимые Работы были выполнены в одном объёме и надлежащим образом.
ООО "Концептстрой" устранило все вышеперечисленные недостатки за исключением несоответствия пола.
Заказчиком в ходе частичной приемки были приняты все выполненные работы, за исключением установки фальшполов.
ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" установило указанные в сметной документации полы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей Заказчика в соответствии с условиями Контракта. Заказчик четко не определяет, каким характеристикам не соответствуют установленные ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" полы, в связи с чем Подрядчик не обладает объективной возможностью оценить доводы Заказчика, в целях его дальнейшего устранения. Так, Заказчик, не указывая конкретные характеристики, нарушает права Подрядчика на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Более того, установленные полы полностью соответствуют техническому заданию и приложенным сертификатам соответствия, что, в свою очередь, подтверждает надлежащее качество материала.
Таким образом, Подрядчик считает, что указанный довод не может являться мотивированным основанием для принятия отказа от приемки и оплаты фактически выполненных работ.
Относительно стыков полов представитель Участника отмечает, что при эксплуатации и проведении строительных работ допускаются зазоры по нормативной документации, а именно: в соответствии с положениями п. 4.4 ГОСТ Р 59659-2021 Фальшполы. Технические условия, что фактически и установлено на Объекте.
Указанные нарушения исправляются Подрядчиком в рамках гарантийного срока, установленного разделом 8 Контракта, посредством регулировки фальшпола. Таким образом, указанный довод не является подтверждением недобросовестного исполнения взятых Подрядчиком на себя обязательств и не может являться основанием для принятий решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Относительной цвета и тона полов представитель Участника отмечает, что различия в тоне не является существенным нарушением Контракта, так как никаким образом не влияют на качество и эксплуатацию таких полов. Небольшие отличия в тоне - это практика, так как для проведения работ по капитальному ремонту Подрядчиком заказывается несколько партий необходимого материала, которые, в свою очередь, могут иметь небольшие отклонения друг от друга по цвету.
Таким образом, указанный довод не является мотивированным основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Представитель Участника считает, что ООО "Концептстрой" считает, что выполнил необходимые Работы надлежащим образом с использованием качественного материала, в связи с чем фактически выполненные Работы должны быть приняты и оплачены Заказчиком.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Концептстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Подрядчиком не были в полном объеме выполнены Работы по Контракта, так Заказчиком были приняты Работы на сумму 5 165 257,91 рублей из 10 334 623,49 рублей.
При этом, представитель Подрядчиика отмечает, что ООО "Концептстрой" не имело возможности выполнить Работы в полном объеме, поскольку у Участника имеются финансовые проблемы.
Невыполнение Работ по Контракту в полном объеме приводит к невозможности своевременного исполнения Заказчиком своих обязанностей по обеспечению надлежащего несения службы сотрудниками органов внутренних дел, связанных, в том числе, с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан.
Таким образом, Участник, приняв на себя все риски, связанные с участием в закупке, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом Услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Запроса котировок, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Концептстрой" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Концептстрой" (115162, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ДАНИЛОВСКИЙ, УЛ ГОРОДСКАЯ, Д. 5, ПОМЕЩ. 1П), ИНН: 9721126790, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Цыбин Илья Станиславович, ИНН: 501209668701; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Концептстрой" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.07.24 |
02.08.24 |
31.07.24 |
0 |
31.07.24 |
07.08.24 |
06.08.24 |
0 |
09.08.24 |
09.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 августа 2024 г. N РНП-78-1271/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024