Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 22" (далее - Заказчик): по доверенности;
ЗАО "Нордбер-Трансфарм" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19632/24 от 31.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку лекарственных препаратов (лот 1) (извещение N 0372200026223000409),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (лот 1) (извещение N 0372200026223000409) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 210 840,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ЗАО "Нордбер-Трансфарм".
По результатам закупки Заказчиком с ЗАО "Нордбер-Трансфарм" заключен государственный контракт N 0372200026223000409-К от 19.12.2023 на сумму 210 840,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ЗАО "Нордбер-Трансфарм".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку лекарственных препаратов (лот 1) (далее - Товар).
08.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Заявка на поставку трех препаратов, в том числе: Этиловый спирт раствор для наружного применения 70% 100 мл - флаконы (30 шт.) - ящики картонные (РУ - Р N003976/01) - 3000 потребительских упаковок.
28.06.2024 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором Поставщик предлагает заменить часть поставляемого Товара на Этиловый спирт раствор для наружного применения 70% 10л. - канистры - 10 уп. Производитель ООО "РОСБИО", РУ - Р N003976/01. К указанному письму прилагается дефектурное письмо ООО "ФармТрейд" от 14.03.2024 о приостановлении поставок спиртосодержащих лекарственных препаратов.
Товар включен в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 г. N 183н. Учет лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, осуществляется в соответствии с Правилами регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. N 378н.
В соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
Извещением об осуществлении закупки, а также Спецификацией (Приложение N1 к Контракту) и Техническими характеристиками (Приложение N2 к Контракту), предусмотрена поставка Товара с характеристиками, которые необходимы Заказчику для осуществления своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства и локальных нормативных актов Заказчика, в том числе в части порядка учета расхода Товара.
В связи с изложенным, Заказчик вынужден отказаться от замены Товара на аналогичный, но поставляемый в таре большего объема, так как в соответствии с порядком учета Товара, Заказчик будет вынужден понести дополнительные траты на закупку оборудования и материалов для фасовки этилового спирта, в целях соблюдения порядка его учета, в соответствии со своими потребностями.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.12.3 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно условиям Контракта был поставлен Товар в полном объеме по всем позициям, за исключением п.5 спецификации: "Этанол медицинский концентрат для приготовления раствора для наружного применения 95% 100 мл - флаконы (30 шт.)", недопоставка 34 уп. на сумму 13 260,00 рублей.
08.05.2024 Заказчиком направлена Заявка на поставку Товара.
28.06.2024 Поставщиком было направлено письмо с просьбой о замене лекарственного препарата.
Согласно п 3.2.5. контракта N N0372200026223000409-К от 19.12.2023 г. по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения), Участник предложил поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются не хуже, а именно
- Этиловый спирт раствор для наружного применения 70% 100 мл - флаконы (30 шт.) - ящики картонные - 34 уп. Производитель: ООО "РОСБИО", РУ - Р N003976/01 на сумму 13260,00 руб.
сторон заменить на:
- Этиловый спирт раствор для наружного применения 70% 10 л - канистры - 10 уп. Производитель: ООО "РОСБИО", РУ - Р N003976/01 на сумму 8000,00 руб.
- Этиловый спирт раствор для наружного применения 70% 100 мл - флаконы (30 шт.) - ящики картонные - 1 уп. Производитель: ООО "РОСБИО", РУ - Р N003976/01 на сумму 390,00 руб.
Что соответствует количеству единиц измерения (мл), заказанным Заказчиком у ЗАО "Нордбер-Трансфарм" без изменения Международного наименования, формы выпуска, способа применения, биодоступности.
Поставщиком были предоставлены письма от завода-производителя ООО "Росбио" и организации оптовой торговли ООО "Фармтрейд" о том, что действие Лицензии на производство фармацевтической субстанции Спирта этилового приостанавливается Лицензирующим органом. Заводом ведется работа на возобновление Лицензии по настоящее время.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ЗАО "Нордбер-Трансфарм" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником поставлен Товар на сумму 197 580,00 рублей из 210 840,00 рублей.
Вместе с тем Заказчик не настаивал о включении ЗАО "Нордбер-Трансфарм" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ЗАО "Нордбер-Трансфарм" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ЗАО "Нордбер-Трансфарм" (ИНН: 7808041071), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 августа 2024 г. N РНП-78-1273/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024