Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Каськова Вячеслава Федоровича (далее - Участник, Поставщик, ИП Каськов В.Ф.): представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19637/24 от 31.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку хозяйственно-бытовых товаров (извещение N 0372200070824000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку хозяйственно-бытовых товаров (извещение N 0372200070824000058) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 32 127,14 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Каськов В.Ф.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Каськовым В.Ф. заключен государственный контракт N 116 от 23.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 19 999,60 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
8.4.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
8.4.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 ГК РФ);
8.4.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Каськовым В.Ф.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку хозяйственно-бытовых товаров (далее - Товар) одной партией с даты заключения Контракта по 28.06.2024 (включительно) с 09-00 до 16-00 по рабочим дням (п. 4.2 Контракта).
Согласно п. 2.1.1 Контракта, Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, а Поставщик в соответствии с п. 2.4.1 Контракта обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту).
В силу п. 4.4 Контракта поставку Товара осуществлять только после согласования даты и времени поставки с Заказчиком (приемлемым считается согласование средствами факсимильной связи, электронной почтой).
26.06.2024 по согласованию с Заказчиком Поставщиком была осуществлена поставка Товара. Однако при проведении экспертизы поставленного Товара Заказчиком были выявлены несоответствия.
В соответствии с п. 5.14 Заказчиком был составлен акт от 26.06.2024, в котором Заказчик указал все несоответствия поставляемого Товара условиям Контракта. Товар не был принят Заказчиком и возвращен Поставщику.
В срок, установленный Контрактом, а именно 28.06.2024 (включительно) обязательства Поставщиком не были исполнены, Товар не поставлен.
01.07.2024 в адрес Поставщика Заказчиком была направлена Претензия (требование) N 964 с установлением сроков поставки - по 12.07.2024 (включительно). Данная претензия была направлена посредством ЕИС путем направления электронного уведомления, а также по электронной почте.
По состоянию на 15.07.2024 обязательства по поставке Товара по претензии до 12.07.2024 так и не были исполнены, Товар не поставлен.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки Товара.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4.1 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Каськовым В.Ф. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник не направил своих представителей, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что не хотел уклониться от исполнения своих обязательств по Контракту, но по независящим от него причинам попал ситуацию, в рамках которой исполнить условия Контракта надлежащим образом не представилось возможным.
Так, 26.06.2024 ИП Каськов В.Ф. произвел отгрузку Товара согласно Спецификации к Контракту, однако две позиции (позиции 1 и 2: щетка-сметка и щетка-утюжок) из шести Заказчик не принял, так как они не соответствовали характеристикам, указанным в Спецификации к Контракту. В ходе проверки путем измерения выяснилось, что размеры не соответствуют заявленным.
При подготовке к участию в рассматриваемой закупке и составлении сметы ИП Каськов В.Ф. использовал данные своих поставщиков и ориентировался на них. Информация поставщиков о размерах Товара оказалась не корректной, что и привело к нарушению условий Контракта,
В этот же день ИП Каськов В.Ф. сделал заказ новых позиций, однако не успел в срок поставить соответствующий Товар, просрочка составила 1 день.
ИП Каськов В.Ф. приложил все усилия чтобы исполнить свои обязательства по Контракту, активно общался с 3аказчиком как лично, так и по телефону, но заново заказанный Товар шел долго, а щетки-утюжки делались под заказ, что и привело к просрочке.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Каськова В.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем ИП Каськов В.Ф. неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ИП Каськова В.Ф. в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов
Также в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика не настаивал на включении ИП Каськова В.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Каськова В.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Каськова Вячеслава Федоровича (ИНН: 781018594156), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 августа 2024 г. N РНП-78-1278/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024