Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ЦФКИиЗ Красносельского района" (далее - Заказчик):
ООО "ИБР" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19741/24 от 01.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку оборудования и инвентаря для флорбола для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта и здоровья Красносельского района" в 2024 году (извещение N 0372200001724000035),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оборудования и инвентаря для флорбола для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта и здоровья Красносельского района" в 2024 году (извещение N 0372200001724000035) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 780 100,66 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИБР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИБР" заключен государственный контракт N 03722000017240000350001 от 12.03.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 094 761,39 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.8, 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИБР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку оборудования и инвентаря для флорбола для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта и здоровья Красносельского района" (далее - Товар) единовременно в течении 60 рабочих дней со дня подписания Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. в срок до 07.06.2024.
Пунктом 4.1.1 Контракта установлена обязанность Поставщика поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, а п. 4.1.2 Контракта обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, установленным законодательством Российской Федерации, а также требованиям, установленным Контрактом.
Согласно п. 6.1 Контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Поставщик гарантирует Заказчику соответствие качества поставляемого Товара всем действующим стандартам и требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении поставки Поставщик должен представить оригиналы или заверенные копии действующих сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) соответствующих требованиям нормативных документов на поставляемую продукцию, разрешающих использование поставляемой продукции на территории Российской Федерации.
18.06.2024 Поставщик осуществил доставку Товара в адрес Заказчика и в этот же день разместил на ЕИС Документ о приемке N 36 от 18.06.2024 на сумму 1 094 761,39 рублей.
Вместе с тем при приемке Товара Заказчик установил, что его несоответствие требованиям качества, согласованным сторонами в Контракте (Рекламационный акт N 1 от 19.06.2024).
Претензией N 680 от 05.07.2024, адресованной Поставщику, Заказчик потребовал произвести замену поставленного Товара на Товар надлежащего качества в срок до 08.07.2024.
Однако в срок, установленный претензией N 680 от 05.07.2024, обнаруженные дефекты и выявленные недостатки не были устранены Поставщиком.
В этой связи Заказчик уведомлением N 676 от 15.07.2024 просил Поставщика исправить дефекты и выявленные недостатки в течение 3 дней.
Однако по состоянию н 18.07.2024 обнаруженные дефекты и выявленные недостатки не были устранены Поставщиком.
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИБР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ИБР" не имело намерения уклониться от исполнения своих обязательств по Контракту, но по независящим от него причинам попало ситуацию, в рамках которой исполнить условия Контракта надлежащим образом не представилось возможным.
ООО "ИБР" не смогло поставить Товар в срок обусловленный Контрактом срок по вине контрагентов, а именно: ООО "Полимерпласт" (поставило материалы ООО "ИБР" для производства пластиковых бортов спустя 45 дней и не в полном объеме (недопоставило пруток, который был поставлен спустя 7 календарных дней)) и перевозчика ИП Акопяна А.П.
Кроме того, по мнению Заказчика, поставленный ООО "ИБР" Товар не соответствует требованиям качества, согласованным сторонами в Контракте, о чем составлен Заказчиком рекламационный акт N 1 от 19.06.2024 с указанием следующих дефектов:
1. Отсутствуют оригиналы или заверенные копии действующих сертификатов Соответствия (деклараций о соответствии) соответствующих требованиям нормативных документов на поставляемую продукцию, разрешающих использование поставляемой продукции на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 Контракта.
2. Короткие прямые секции деформированы, неустойчиво стоят.
3. Длинные прямые секции имеют изгиб и деформацию напольной опорной поверхности со стороны, противоположной игровой площадки, а соответственно не обеспечивает устойчивость конструкции при сборке.
4. Не плотное соединение стыков, имеются зазоры и расхождения, заусенцы.
5. Часть поверхности бортов замотована.
6. Острые колющие кромки углов, что недопустимо в соответствии с п. 5.5 ГОСТа Р 58709-2019 национального стандарта Российской федерации Конструкция и функциональные требования "БОРТА ДЛЯ ИГРЫ В ФЛОРБОЛ" ОКС 97.220.30, 97.220.40 Дата введения 2020-06-01.
ООО "ИБР" с 27.06.2024 приступило к устранению замечаний по рекламационному акту путем направления специалистов в Санкт-Петербург, о чем сообщил Заказчику в ответном письме.
Заказчик направил Поставщику претензию от 05.07.2024 с исх. N 680 с требованием перечислить сумму штрафа в размере 6 000 рублей и в срок до 08.07.2024 произвести замену поставленного Товара на товар надлежащего качества, однако в столь короткий срок произвести замену Товара не представилось возможным.
ООО "ИБР" в ответ на вышеуказанную претензию 08.07.2024 оплатило штраф (платежное поручение N 2078) и приступило к устранению замечаний по рекламационному акту путем направления специалистов в Санкт-Петербург, о чем сообщил Заказчику в ответном письме.
При личном осмотре бортов для флорбола специалисты ООО "ИБР" пришли к выводу, что дефекты, указанные в рекламационном акте N 1 от 19.06.2024, вызваны длительной транспортировкой, во время которой пришли в ненадлежащее состояние, поскольку в момент погрузки указанные недочеты обнаружены не были.
В целях исправления выявленных недочетов по рекламационному акту Поставщик направил двух сотрудников, арендовал помещение для проведения работ (договор аренды контейнера от 28.06.2024), повторно закупил расходный материал у другого поставщика ООО "Полимерсервис", который был также поставлен с нарушением сроков поставки, и попросил Заказчика дать разумный срок на изготовление, и замену Товара, о чём сообщил ответным письмом от 16.07.2024.
ООО "ИБР", получив все необходимые расходные материалы, приступило к производству бортов.
В настоящее время ООО "ИБР" готово поставить Товар надлежащего качества.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИБР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Поставщиком предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ИБР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИБР" (ИНН: 3851007295), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2024 г. N РНП-78-1283/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024