Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России в городе Санкт-Петербурге" (далее - Заказчик):
ООО "БашТеплоПром" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19740/24 от 01.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления всего административного здания, по адресу: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2 для обеспечения нужд Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Санкт-Петербурге (извещение N 0872400000222000441),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления всего административного здания, по адресу: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2 для обеспечения нужд Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Санкт-Петербурге (извещение N 0872400000222000441) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 18 217 550,01 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "БашТеплоПром".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БашТеплоПром" заключен государственный контракт N 0872400000222000441-04 от 09.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 16 395 795,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БашТеплоПром".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту системы отопления всего административного здания, по адресу: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2 для обеспечения нужд Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Санкт-Петербурге (далее - Работы) в срок, c даты заключения Контракта по 31.07.2024 (п. 4.1 Технического задания - Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 2.4 Контракта Заказчиком был выплачен аванс в размере 30% от цены Контракта в размере 4 918 738,50 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
По состоянию на 16.07.2024 стоимость исполненных Подрядчиком обязательств составила 1 586 141,32 рублей.
Письмом от 15.05.2024 N 39 Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности возобновления и завершения Работ по Контракту в связи с тяжелым финансовым положением.
После приостановления Работ на основании письма от 31.07.2023 N б/н Строительного контроля в адрес Подрядчика до предоставления исполнительной документации по выполненным работам, Работы Подрядчиком не были возобновлены.
Заказчика письмами, направленными с использованием ЕИС путем направления электронного уведомления, информировал Подрядчика о необходимости возобновления Работ, а также направил претензию от 10.07.2024 N 50-02-12/4624 по факту неисполнения обязательств Подрядчиком, предусмотренных Контрактом.
Также Заказчик 10.07.2024 письмом N 50-21-11/4619 потребовал вернуть неосвоенную часть аванса в размере 3 332 597,18 рублей и денежные средства, полученные в результате утилизации лома черных и цветных металлов в размере 61 884,00 рублей (обязанность установлена п. 5.4.3 Технического задания к Контракту).
Однако возврат неосвоенной части авансового платежа, оплата штрафа и денежные средства, полученные в результате утилизации лома черных и цветных металлов, Подрядчиком не осуществлены.
На основании вышеизложенного в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "БашТеплоПром" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.08.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "БашТеплоПром" не имело намерения уклониться от исполнения своих обязательств по Контракту, но по независящим от него причинам попало ситуацию, в рамках которой исполнить условия Контракта надлежащим образом не представилось возможным.
ООО "БашТеплоПром", заключив Контракт с Заказчиком, руководствуясь положениями Контракта, нормами Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации, своевременно приступило к выполнению взятых на себя обязательств.
В соответствии с планом выполнения работ начало выполнения Работ было запланировано на 06.02.2023 (демонтажные и монтажные работы).
10.03.2023 от Администрации городского округа "город Архангельск" поступило письмо об отказе в выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ по ремонту инженерных сетей на объекте по причине того, что не представлена разрешительная документация, в том числе некоторые разделы проектной документации, рабочий проект (рабочие чертежи), разрешение на использование земель или земельных участков, правоустанавливающие документы на инженерные коммуникации и пр.
25.04.2023 Подрядчик запросил недостающие разделы у Заказчика.
Также в ходе исполнения Контракта Подрядчик выявил множество несоответствий проектно-сметной документации и фактического объема Работ, в связи с чем дальнейшее выполнение обязательств по Контракту было невозможно без согласований проектировщика. Любые отклонения от проекта и сметы касаемо марки товаров/материалов были недопустимы, и Заказчик об этом неоднократно сообщал Подрядчику несмотря на то, что в период с 2022 по 2023 год большинство производителей строительных материалов и оборудования ушли из России, что повлекло за собой необходимость замены материалов на аналогичные.
15.05.2023 в ответ на письмо Подрядчика Заказчик проинформировал об отправке запроса по недостающему разделу проектно-сметной документации в адрес проектировщиков в рамках гарантийных обязательств (письмо Заказчика N 49-21-10_3042 от 15.05.2023).
Также Участник на заседание Комиссии УФАС представил письмо Заказчика и приложение к нему, в котором, по мнению Участника, отображены критические несоответствия проектно-сметной документации (Письмо проектировщику от 03.04.2024, приложение к письму проектировщику от 03.04.2024).
06.06.2023 Заказчик обратился к Подрядчику с запросом о сроках выполнения Работ на объекте, также Заказчик подтвердил выполнение Подрядчиком комплекса работ "Система отопления 1,2,3,4 этажей в осях 4-6/В-Г" (письмо Заказчика N 49-21-10_3585 от 06.06.2023).
06.06.2023, в тот же день, Подрядчик дал ответ на запрос, проинформировав Заказчика о том, что план-график работ был скорректирован в зависимости от финансовых возможностей Подрядчика. Планируемая дата возобновления Работ 13.07.2023. Подрядчик гарантировал исполнение взятых на себя обязательств (письмо Подрядчика от 06.06.2023, План выполнения работ (измененный)).
Также представитель Участника сообщил, что Подрядчик продолжал выполнение Работ на объекте, однако независящие от Подрядчика обстоятельства не давали возможности производить Работы в соответствии с планом-графиком.
31.07.2023 Заказчик потребовал сообщать точную дату начала возобновления Работ; предоставить исполнительную документацию по выполненным работам; скорректировать график выполнения работ (письмо Заказчика N 49-21-11_4850 от 31.07.2023).
31.07.2023 ООО "Кировская Строительная Организация" (далее - Строительный контроль) уведомило о проведении мероприятий по осуществлению строительного контроля, в ходе которых были выявлены следующие несоответствия: на объекте отсутствует общий журнал работ, часть работ, выполненных подрядчиком, строительному контролю не предъявлялась (Письмо ООО "Кировская Строительная Организация" от 31.07.2023).
31.07.2023 Работы по Контракту были приостановлены на основании письма от 31.07.2023 N б/н Строительного контроля в адрес Подрядчика до предоставления исполнительной документации по выполненным работам.
25.08.2023 в ответ на требование Заказчика Подрядчик сообщил о том, что общий журнал работ на объекте во время проведения работ ведется, исполнительная документация имеется, ввиду длительного срока исполнения Контракта, данная документация не была передана на сохранение Заказчику, во избежание потери документов. По состоянию на 25.08.2023 документация находилась на объекте. Выполненные работы не предъявлялись Строительному контролю по причине отсутствия назначенного технадзора на момент завершения данного этапа работ.
Подрядчик уведомил о начале выполнения последующих работ согласно плана-графика (письмо Подрядчика от 25.08.2023).
16.02.2024 в ответ на запрос Заказчика от 14.02.2024 Подрядчик написал Заказчику о том, что планируемая дата возобновления Работ 01.05.2024. Подрядчик приложил измененный график производства работ (письмо Заказчика N 50-21-11_1004 от 14.02.2024, ответ Подрядчика N 13 от 16.02.2024).
04.03.2024 в ответ на направленный измененный график производства работ от 16.02.2024 Заказчик сообщил о возможности проводить работы в срок с 15.03.2024 года (письмо Заказчика N 50-21-11_1422 от 04.03.2024).
Вместе с тем представитель Участника сообщил, что Работы по Контракту в зимний период производить невозможно по причине размораживания здания, что может нанести ущерб целостности здания (объекта).
Подрядчик проинформировал о невозможности переноса сроков возобновления Работ на 15.03.2024, ввиду спланированного производственного графика на первую половину 2024 года, по которому, в данное время, Подрядчик исполняет свои обязательства по двум государственным контрактам N 03/61-ГОС-КР-2024 от 12.12.2023 и N 2024.26880 от 26.02.2024. Подрядчик не отказывался от исполнения обязательств по Контракту (письмо Подрядчика от 29.03.2024).
23.04.2024 Заказчик запросил список сотрудников для организации доступа на объект (письмо Заказчика N 50-21-11_2651 от 23.04.2024).
Указанный список был предоставлен Заказчику непосредственно после запроса.
26.04.2024 на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 (ред. от 25.12.2023) "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", Подрядчик предложил Заказчику заключить дополнительное соглашение к Контракту N 0872400000222000441-04 в части увеличения цены Контракта путем применения в Локальных сметах индексов 4 кв. 2023 года; согласовать замену материала марок Danfoss и Grundfos на эквивалентные материалы по причине принятия данными компаниями решения об уходе с российского рынка и отсутствии товара на территории Российской Федерации (письмо Подрядчика об увеличении цены от 26.04.2024).
По словам представителя Участника, после заключения Контракта Подрядчик столкнулся с непредвиденной ситуацией на рынке, вызванной геополитическими и экономическими факторами - цены на строительные материалы, оборудование, транспортные услуги выросли более, чем в два раза, что значительно превышает Цену Контракта, что подтверждается сводной таблицей с материалами по Контракту, в которой отражены данные по основным позициям, которые сильнее всего выросли в цене, стоимость превышает сметную только по этим материалам на 1 879 738,77 рублей. Всего в смете 553 позиции, если учесть все эти позиции, сумма удорожания превысит 3 млн. (без учета удорожания транспортировки и выполнения работ). Как было указано ранее, часть оборудования и материалов уже не приобрести в России, в связи с чем требуется корректировка проекта. Также Подрядчик представил цену на закупленные материалы в 2023 году и стоимость оборудования в 2024 году для сравнения со сметой (счет на оплату N 2362 от 02.03.2023, счет на оплату N 250 от 23.01.2023 (закупленный в 2023 году), счет на оплату N 20 от 31.01.2023 (закупленный в 2023 году), счет-фактура N 1793 от 10.03.2023, Коммерческое предложение N 103889 от 31.07.2024 (аппарат теплообменный), счет-договор N 18572 от 30.07.2024 (воздушная завеса), цены на товар в 2024 году).
Также представитель Участника просит принять к сведению, что ООО "БашТеплоПром" является коммерческой организацией, в силу п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Убыток в столь крупном размере (более 5 000 000 (Пяти миллионов рублей) по данному Контракту повлечет для компании целый ряд неблагоприятных последствий, в том числе отказ в предоставлении займов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, отказ в предоставлении банковских гарантий, необходимых для участия в государственных закупках, и впоследствии несостоятельность (банкротство), также появился высокий риск возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании, в том числе неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору и пр., ввиду чего руководитель обязан был предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства ООО "БашТеплоПром", в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 (ред. от 24.03.2023) Правительство Российской Федерации фактически признало тот факт, что, начиная с 2021 года, произошло существенное увеличение цен на строительные ресурсы, не позволяющее подрядчикам по соответствующим договорам (контрактам) надлежащим образом исполнять свои обязательства, также это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение ВС РФ от 18.09.2023 N 306-ЭС23-16112).
Существенное повышение цен в 2022-2023 годах является непредотвратимым и чрезвычайным. Подрядчиком предпринимались оперативные действия по исполнению своих обязательств по Контракту, однако Подрядчик столкнулся со сложностями в связи с непредвиденными обстоятельствами. ООО "БашТеплоПром" не отказывалось от исполнения обязательств по Контракту, а продолжало поиск материалов и предприняло попытки договориться с транспортными компаниями о получении льгот. Также ООО "БашТеплоПром" просило Заказчика рассмотреть возможность увеличения цены Контракта, ввиду существенного изменения обстоятельств. Подрядчик предпринимал все усилия для своевременного исполнения своих обязательств.
02.05.2024 ООО "Кировская Строительная Организация" уведомило Подрядчика о необходимости приостановить выполнение Работ до устранения нарушений: представить актуальный график производства работ, предъявить ранее выполненные объемы работ и представить исполнительную документацию (письмо ООО "Кировская Строительная Организация" в адрес Подрядчика от 02.05.2024).
03.05.2024 Заказчик потребовал Подрядчика сообщить о сроках устранения, выявленных ООО "Кировская Строительная Организация" замечаний. Относительно предложения Подрядчика изменить цену Контракта Заказчик указал на то, что условия Контракта не подпадают под указанное постановление (письмо Заказчика N 50-21-11_2943 от 03.05.2024).
15.05.2024 Подрядчик обратился к Заказчику, сообщив о том, что в настоящий момент ООО "БашТеплоПром" попало в крайне тяжелое финансовое положение, и возобновление и завершение Работ Контракту в установленный срок не представляется возможным. ООО "БашТеплоПром" попросило расторгнуть Контракт по соглашению сторон с закрытием фактически выполненных Работ и возвратом Заказчику неосвоенной части аванса (письмо Подрядчика N 39 от 15.05.2024).
02.07.2024 Заказчик потребовал у Подрядчика возместить расходы по потреблению электроэнергии за период выполнения Работ на объекте (Акт об оказании услуг от 02.07.2024).
03.07.2024 ООО "БашТеплоПром" в полном объеме оплатило расходы Заказчика, о чем свидетельствует платежное поручение (Платежное поручение N 61 от 03.07.2024).
05.07.2024 Подрядчик передал Заказчику акт передачи исполнительной документации (справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, акты освидетельствования скрытых работ, общий журнал работ по форме КС-6, журнал входного контроля строительных материалов, документы об утилизации отходов лома чёрных и цветных металлов, комплект паспортов и сертификатов на используемые оборудование и материалы, фотоотчет о ходе работ на цифровом носителе, журнал регистрации вводного инструктажа) (Акт передачи исполнительной документации от 05.07.2024).
09.07.2024 Заказчик подписал представленные Подрядчиком документы о приемке на сумму 1 586 141,32 рублей (Документ о приемке N 1 от 07.07.2024 (испр. N 2 от 08.07.2024)).
18.07.2024 Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного Контракта ввиду того, что Работы не выполнены надлежащим образом и отступления от условий Контракта являются существенными и неустранимыми.
При этом представитель Участника пояснил, что ООО "БашТеплоПром" категорически не согласно с Решением Заказчика и сообщил о причинах отставания от графика производства работ на объекте, большинство из которых вызваны не зависящими от Подрядчика обстоятельствами:
1. Существенное увеличение цен на материалы и оборудование, которое стороны Контракта не могли предвидеть при заключении Контракта, а также отсутствие определенных строительных материалов у заводов-производителей. С начала объявления "Специальной военной операции" были введены санкции недружественными странами в отношении России практически по всем отраслям экономики, что в итоге повлекло увеличение цен на строительные материалы и оборудование, а также увеличение цен на перевозку грузов (ориентировочно в 2 раза и более). Динамику подорожания цен на различные строительные материалы и оборудование можно отследить у любого производителя;
2. Заказчик не согласовывал замену материалов на аналогичные и с улучшенными характеристиками несмотря на то, что приобрести материалы, указанные в проекте, объективно не представлялось возможным;
3. Непредвиденная необходимость в корректировке проектно-сметной документации. В процессе выполнения Работ проектно-сметная документация неоднократно корректировалась проектировщиком ввиду ее расхождений и несоответствий.
Поставщик (подрядчик, исполнитель), согласно ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе, в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Соблюдая данное положение, Подрядчик информировал Заказчика обо всех сложностях, о чем свидетельствуют письма, адресованные Заказчику.
Представитель Участника пояснил, что ООО "БашТеплоПром" было крайне заинтересовано в исполнении Контракта ввиду сохранения высокой деловой репутации, удовлетворения потребностей Заказчика и закрытия данного Контракта. Ранее от Заказчика не поступало претензий и замечаний относительно сроков выполнения работ, что связано с пониманием непредвиденных обстоятельств, в том числе сильного подорожания материалов, сокращенных сроков, предусмотренных Контрактом, несвоевременным предоставлением корректной проектно-сметной документации и пр.
В силу ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ Заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ.
Согласно ч. 1 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Подрядчик признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Дополнительно представитель Участника сообщил, что Контракт, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 11.2 Контракта Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе и действует по 30.09.2024. Истечение срока действия Контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия Контракта, а также от ответственности за его нарушение.
Таким образом, наступление конечного срока выполнения работы никак не влияет на возникшие из контракта обязательства: по истечении указанного срока у подрядчика сохраняется обязанность выполнить работы, а у заказчика оплатить их.
В настоящей ситуации Контракт продолжал действовать до 30.09.2024 и, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ и Законом о контрактной системе, Подрядчик пытался урегулировать сложившуюся ситуацию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БашТеплоПром" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем ООО "БашТеплоПром" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "БашТеплоПром" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "БашТеплоПром" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БашТеплоПром" (ИНН: 0261034283), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2024 г. N РНП-78-1282/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024