Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ХОЗ-БЛОК" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19739/24 от 01.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку стремянок (извещение N 0372100048824000381),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку стремянок (извещение N 0372100048824000381) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 205 860,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ХОЗ-БЛОК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ХОЗ-БЛОК" заключен государственный контракт N 0372100048824000381 от 02.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 161 600,10 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ХОЗ-БЛОК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку стремянок (далее - Товар) одной партией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 3.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенных Контрактом, в срок до 27.05.02024 (включительно).
В адрес Поставщика были направлен претензии (N ИС-10.1-04/4299 от 27.05.2024, N ИС-10.1-04/4624 от 05.06.2024, N ИС-10.1-04/5016 от 18.06.2024, N ИС-10.1-04/5472 от 01.07.2024). с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
Однако по состоянию на 17.07.2024 обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта не были исполнены Поставщиком.
Учитывая изложенное, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ХОЗ-БЛОК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.08.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ХОЗ-БЛОК" не имело намерения уклониться от исполнения своих обязательств по Контракту, но по независящим от него причинам попало ситуацию, в рамках которой исполнить условия Контракта надлежащим образом не представилось возможным.
Так весь Товар по Контракту был поставлен Заказчику 13.06.2024. Однако Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N ИС-10.1-04/5016 от 18.06.2024 о несоответствии качества поставляемого Товара. Заказчик отказался принимать позицию N 5 Контракта (Стремянка Лестница-стремянка 5-х ступенчатая с широкими антискользящими ступенями МСН-205 Алюмет), в связи с имеющимся разночтением.
В поданной заявке ООО "ХОЗ-БЛОК" действительно имелся факт разночтения, в котором "ширина" и "глубина" изменены местами. Участник подтверждает, что габарит ступени составляет 380х260мм. (Официальное письмо производителя ООО "Алюмет", где, по логике производителя, глубина составляет 260 мм, а ширина 380 мм).
По словам представителя Участника, ООО "ХОЗ-БЛОК" не имело цели нарушать Закон о контрактной системе и вводить Заказчика в заблуждение. Данное нарушение не носило умышленный характер. Поставщик из-за разночтения параметров габарита ступени намеривался указать значение ширины ступени в размере 380 мм, но по невнимательности указал 350 мм.
ООО "ХОЗ-БЛОК" поставило стремянки шириной ступени 260 мм (габарит ступени 260х380мм), что так же не помешало бы Заказчику использовать их по назначению, так как согласно Техническому заданию, параметр ширины ступени соответствует требованию >= 260 мм.
На предложенные доказательства Заказчика о соответствии ширины ступени значению 255 мм Поставщиком был направлен ответ о согласовании приезда представителя Поставщика на приемку Товара и, в случае личного выявления несоответствия, о готовности ООО "ХОЗ-БЛОК" заменить Товар. Поставщиком и производителем ООО "Алюмет" на собственных складах были проведены измерительные работы, которые подтвердили соответствие габарита ступени значению 260х350 мм (фото вложены в письмо ответа на претензию).
По второму спорному вопросу поставленных лестниц (позиция N 4 - Стремянка алюминиевая 5 ступеней Фаворит 105 Эйфель и позиция N 6 -Стремянка алюминиевая 7 ступеней Фаворит 107 Эйфель Контракта) представитель Участника сообщил, что Заказчик не принял поставленные лестницы, основываясь на том, что основной материал лестниц, согласно техническому заданию, "алюминий". Вместе с тем основной материал конструкции: алюминий. Оснований, что основной материал конструкции не алюминий, Заказчиком не представлено.
ООО "ХОЗ-БЛОК" сделало запрос в адрес завода-изготовителя о процентном соотношении материалов, из которых изготовлены поставленные стремянки. Определение "Основной" однозначно определяет, что содержание материала "Алюминий" должно составляет главную часть, но не как не единственную. Процентное содержание алюминия более чем 50% подтверждает его состав как основной (письмо Завода Эйфель).
Вместе с тем ООО "ХОЗ-БЛОК" совершило все законные действия для урегулирования сложившейся ситуации о спорных объектах поставки.
19.07.2024 ООО "ХОЗ-БЛОК" направило в адрес Заказчика Предложение товара с улучшенными характеристиками в ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако Решение Заказчик не отменил и расторг Контракт в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ХОЗ-БЛОК" в реестр недобросовестных поставщиков, полагая, что Поставщик предпринял все меры для исполнения Контракта, который представлял для него большую потребительскую и репутационную ценность.
Вместе с тем ООО "ХОЗ-БЛОК" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "ХОЗ-БЛОК" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ХОЗ-БЛОК" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ХОЗ-БЛОК" (ИНН: 5029217189), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2024 г. N РНП-78-1281/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024