На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ. РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1576 от 01.10.2020), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки",
Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Управления) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Многопрофильный технологический колледж" (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки N 0179200001924000374,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "КРУСТ" (далее - ООО "КРУСТ", Заявитель) о необходимости проведения внеплановой проверки на предмет соответствия действий (бездействия) Заказчика требованиям Закона о контрактной системе.
В обращении Заявитель указал на неисполнение Заказчиком норм законодательства о контрактной системе в части установленных постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести внеплановую проверку по указанным фактам.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении, изучив материалы дела, Инспекция Управления пришла к следующим выводам.
21.06.2024 в 20:46 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Управлением Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) опубликован электронный аукцион N 0179200001924000374 "Поставка программного обеспечения для учащихся с ОВЗ в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" (извещение о проведении закупки - 21.06.2024 в 20:46 ч.), с начальной (максимальной) ценой контракта - 1477800, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 21.06.2024 в 20:46 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 01.07.2024 в 09:00 ч.
12.07.2024 между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Доступная среда" заключен контракт N 20 на поставку программного обеспечения для учащихся с ОВЗ в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" (далее - Контракт).
1. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления N 1236 утвержден прилагаемый Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка программного обеспечения для учащихся с ОВЗ в рамках реализации государственной программы "Доступная среда":
- Программное обеспечение "Психоблиц (диагностика)". Идентификатор: 154515666, 62.01.29.000;
- Программное обеспечение конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ. Идентификатор: 154515668, 62.01.29.000;
- Программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения. Идентификатор: 154526538. Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: В соответствии КТРУ **В Техническое задание добавлены дополнительные характеристики товаров, которые не были предусмотрены КТРУ. Дополнительные характеристики добавлены исходя из потребностей заказчика в товарах, необходимых для осуществления его функции, 62.01.29.000-00000037;
- Оригиналы программного обеспечения прочие. Идентификатор: 154526587, 62.01.29.000;
- Оригиналы программного обеспечения прочие. Идентификатор: 154526751, 62.01.29.000;
- Оригиналы программного обеспечения прочие. Идентификатор: 154526752, 62.01.29.000;
- Оригиналы программного обеспечения прочие. Идентификатор: 154526760, 62.01.29.000;
- Оригиналы программного обеспечения прочие. Идентификатор: 154526761, 62.01.29.000.
Установлено, что извещение о проведении закупки не содержит обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно ч. 9 ст. 49 Закона о контрактной системе если электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных ч.ч. 2, 5 и 7 ст. 52 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях: по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с п. 9 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе;
2) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным ч.ч. 5 и 12 ст. 48 Закона о контрактной системе (в случае проведения электронного конкурса), п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе (в случае проведения электронного аукциона), а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола осуществляет действия, предусмотренные ч. 16 ст. 48 Закона о контрактной системе;
3) в случае проведения электронного конкурса оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется;
4) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе;
5) участник закупки вправе направить запрос, предусмотренный ч. 18 ст. 48 Закона о контрактной системе, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2024 N 0179200001924000374-2-1, заявка с порядковым номером заявки N 1 участника закупки соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону признается несостоявшимся.
На основании вышеизложенного, 12.07.2024 между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Доступная среда" заключен контракт N 20 на поставку программного обеспечения для учащихся с ОВЗ в рамках реализации государственной программы "Доступная среда".
Требованиями п. 2(2) Постановления N 1236 установлено, что в целях реализации настоящего Постановления подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим Постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
При изучении заявки участника закупки Инспекцией Управления установлено, что заявка по всем позициям закупаемого товара содержит сведения о стране происхождения товара Россия.
Заявка содержит в том числе сведения о номерах реестровых записей в реестрах программного обеспечения:
1) 17847 - наименование программного обеспечения: "Программа компьютерного тестирования и обработки результатов "Развитие и коррекция мышления подростков" (ПКТиОР "Развитие и коррекция мышления подростков"); Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - нет; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет;
2) 18748 - наименование программного обеспечения: "Программа компьютерной обработки блока экспериментальных психологических методик "Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков" (ПКОБПМ "Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков"); Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - нет; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет;
3) 12075 - наименование программного обеспечения: "EIEdit"; Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - да; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет;
4) 4660 - наименование программного обеспечения: "EIPicsPrint"; Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - да; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет;
5) 4471 - наименование программного обеспечения: "EINotes"; Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - да; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет;
6) 18390 - наименование программного обеспечения: "Программа компьютерной обработки блока психологических тестов "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников" (ПКОБПТ "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников"); Поддержка работы пользователей с ограничениями по зрению - нет; Поддержка работы пользователей с ограничениями по слуху - нет.
При этом Заказчиком в извещении по позиции "Программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения". Идентификатор: 154526538, 62.01.29.000-00000037, установлены требования к техническим и качественным характеристикам в том числе по характеристике:
"Универсальная программа экранного доступа и увеличения, подходящая как для слабовидящих, так и для незрячих пользователей" - наличие.
(Значение характеристики не может изменяться участником закупки).
Инспекцией Управления установлено, что в составе заявки участника закупки по данной позиции указано: "Универсальная программа экранного доступа и увеличения, подходящая как для слабовидящих, так и для незрячих пользователей" - наличие. Товарный знак Fusion. Страна происхождения товара - Россия.
При этом, сведения реестровых записей, содержащиеся в реестрах программного обеспечения представленные участником закупки в составе заявки, не содержат информацию о том, что Универсальная программа экранного доступа и увеличения, подходит как для слабовидящих, так и для незрячих пользователей.
Согласно сведений из общедоступной сети "Интернет" установлено, что страной происхождения на "Программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения" товарного знака Fusion, является США.
Таким образом, действия Единой Комиссии в части признания заявки участника закупки, соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, нарушают требования пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекцией Управления установлено, что Поставщиком исполнены обязательства по контракту, а Заказчиком принят товар, что подтверждается документами о приемке товара, в том числе счет-фактуре от 22.07.2024 N 249, которая подписана Заказчиком 24.07.2024.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Многопрофильный технологический колледж" выявлены нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В действиях Единой Комиссии Заказчика выявлены нарушения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением контракта.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 7 августа 2024 г. N 009/06/99-29/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - оператор электронных площадок - государственные и муниципальные нужды - окончание срока)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024