Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, Заместителя Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В. В присутствии представителей: от заказчика - в отсутствии представителей, от ООО "Рива" - в отсутствии представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "РИВА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Изобильненская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной 2024-11389 форме N 0321300076724000146 "Поставка медицинского оборудования (каталка больничная) для оснащения УБ п. Солнечнодольск 2024 г". Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 31.07.2024 г. с вызовом сторон по делу. 31.07.2024 г. комиссия, выслушав пояснения заказчика, заявителя, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки
установила
следующее: Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования и описания объекта закупки с извещением N 0121200004724000809.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной. 18.07.2024 г. заказником в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0321300076724000146 "Поставка медицинского оборудования (каталка больничная) для оснащения УБ п. Солнечнодольск 2024 г". НМЦК 792 000,00 \x{20bd} Согласно извещению к поставке требовалось Каталка больничная Идентификатор: 156501313, применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002537.
На участие в закупке были поданы две заявки, которая признаны соответствующими извещению. Комиссия контролирующего органа, изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, пришла к следующим выводам. По доводам заявителя жалобы установлено: Основные доводы заявителя сводятся к тому, что закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя, а именно заявителем устно в ходе рассмотрения жалобы было указано, что таковым производителем является - о Тележка медицинская для перевозки пациентов "МЕТ" по ТУ 32.50.50-007- 11459109- 2020 вариант исполнения: Тележка медицинская для перевозки больных с регулировкой высоты МЕТ TB-40, РЗН 2021/16073.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 2024-11389 2 - наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок. 2024-11389 3 Так было установлено: Заказчиком на заседание комиссии доказательства, документы, свидетельствующие о том, что возможна поставка товаров иных производителей, помимо которого указал заявитель - не представлены. Включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статей 8, 33 Закона N44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) Указанный выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020, Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Таким образом, доводы заявителя обоснованы.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Также в ходе проведенной внеплановой проверки установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ, а именно:
1. Согласно извещению заказчиком установлено Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат Условие предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N допуска 126н от 04.06.2018 Согласно п. 1.6 Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара. Вместе с тем в нарушении требований ст. 31 Закона N44-ФЗ, п. 1.6 Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. не установление требование о декларировании страны происхождения товара в Приложение N3 к извещению- Состав заявки.docx. 2.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения 2024-11389 4 допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению заказчику к поставке требуется товар: Каталка больничная Идентификатор: 156501313, применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002537.
Данный код позиции входит в ОКПД2 32.50.30.110: мебель медицинская включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части. Вместе с тем, ОКПД2 32.50.30.110 подпадает под действие Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако, в нарушении требований ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ и ПП РФ N 617 от 30.04.2020 г. заказчиком не установлено ограничение по ПП РФ N 617 от 30.04.2020 г.
На основании вышеизложенного, с учетом доводов жалобы и проведенной внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 14, ст. 31, ст. 33, ст. 42 Закона N44-ФЗ, Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г., ПП РФ N 617 от 30.04.2020 г. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РИВА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Изобильненская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300076724000146 "Поставка медицинского оборудования (каталка больничная) для оснащения УБ п. Солнечнодольск 2024 г" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ 2024-11389 5 внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Изобильненская районная больница" нарушившими ст. 8, ст. 14, ст. 31, ст. 33, ст. 42 Закона N44-ФЗ, Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г., ПП РФ N 617 от 30.04.2020 г., в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Б.Ш. Карпель П.В. Попова Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-11389 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 июля 2024 г. N 026/06/106-1760/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024