Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В., В присутствии представителей: от заявителя - в отсутствие представителя, от заказчика - Шимуса Д.В., Дагаевой В.Н., 1 2024-11364
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Ниттис" на действия заказчика - филиал "Центр организации дорожного движения" ГБУ СК "Стававтодор" (далее - филиал ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор") по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321500002524000017 "Поставка комплекса автоматической фотовидеофиксации информации и его установка (настройка) на автомобильной дороге Ставрополь-Изобильный-Новоалександровск-Красногвардейское км 78 + 261".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 01.08.2024 г. с вызовом сторон по делу. 01.08.2024 г. Комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки
установила
следующее: 22.07.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321500002524000017 "Поставка комплекса автоматической фотовидеофиксации информации и его установка (настройка) на автомобильной дороге Ставрополь- Изобильный-Новоалександровск-Красногвардейское км 78 + 261" (далее - Извещение). Одновременно с Извещением, в том числе опубликованы Приложение N1 к Извещению - Описание объекта закупки и Приложение N3 к Извещению - Требования к содержанию и составу заявки. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 970 000,00 рублей. ООО "Ниттис", посчитав, что Извещение сформировано с нарушением требований Закона N44-ФЗ, 28.07.2024 г. подало жалобу в Управление.
Согласно п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ Извещение, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки 2024-11364 2 указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. При формировании Извещения Заказчику следует учитывать, что его содержание должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений Извещения, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем. 1.
Исходя из доводов жалобы, Заявитель считает, что "требование, установленное Заказчиком в описании объекта закупки об обеспечении измерения средней скорости ТС на протяженном участке дороги (зональный контроль скорости) при совместном использовании с имеющимися у Заказчика и установленными на сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения комплексами измерительными с фотофиксацией "СКАТ-ПП", "ОРАКУЛ-ИНСАЙТ", в том числе обеспечивает совместимость с установленным на комплексах Заказчика программным обеспечением "СКАТ-ПП" (запись в реестре ПО РФ от 13.01.2020 N 6123), "Оракул" (запись в реестре ПО РФ от 22.06.2022 N 14018), "ДУЭТ" (запись в реестре ПО РФ от 02.04.2021 N1002) неправомерно, так как Постановлением Верховного суда России от 22 августа 2022 г. N 11-АД22-16-К6 и постановлением Верховного суда России от 7 октября 2019 г. N 36-АД19-3 признано неправомерным привлечение лиц к административной ответственности за превышение скорости путем вычисление средней скорости движения транспортного средства. Практика привлечения водителей транспортных средств за превышение скорости путем вычисления средней скорости должностными лицами ГИБДД РФ прекращена". При этом, Заявитель указал на то, что "алгоритм измерения средней скорости заключается в наличии "ведущего" и "ведомого" комплекса фотовидеофиксации. Обработка информации (вычислительный модуль) о нарушении средней скорости движения осуществляется вычислительным модулем "ведущего" комплекса фотовидеофиксации, который получает информацию о зафиксированных значениях скорости на рубеже "ведомого" комплекса фотовидеофиксации". По мнению Заявителя, "Заказчик не указал параметры совместимости 2024-11364 3 приобретаемого комплекса фотовидеофиксации с имеющимся комплексами фотовидеофиксации (не
определил
роли - какой комплекс фотовидеофиксации является "ведущим", какой "ведомым", каким комплексом фотовидеофиксации осуществляется вычисление средней скорости, какой информацией и в каких форматах данных должны обмениваться комплексы фотовидеофиксации (односторонний обмен информации или двусторонний обмен информации. Параметры совместимости отсутствуют. Аналогично, отсутствуют параметры совместимости приобретаемого комплекса фотовидеофиксации с программным обеспечением "Оракул" (запись в реестре ПО РФ от 22.06.2022 N 14018), "ДУЭТ" (запись в реестре ПО РФ от 02.04.2021 N1002).
Какой информацией обменивается комплекс фотовидеофиксации с обозначенными программными обеспечениями в каких форматах данных, является ли обмен информацией односторонним или двусторонним". По первому доводу жалобы Заявителем сделан вывод том, что "Заказчиком установлено требование к характеристике в отсутствие реальной потребности измерения средней скорости, в отсутствие параметров совместимости (характеристик совместимости, позволяющих определить потребность в совместимости) и направлена на ограничение количества участников, что нарушает ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ".
Комиссия, выслушав представителей Заказчика, изучив представленные документы, не согласно с выводом, сделанным Заявителем на основании следующего. Потребность в определении тех или иных характеристик Заказчик осуществляет в соответствии с возложенными на него функциями и находящими на балансе Заказчика информационными системами.
Согласно п. 2.3 Положения о филиале ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор", утвержденного приказом ГБУ СК "Стававтодор" от 21 января 2021 года N 10/2-од, к основным видам деятельности ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор" относится:
- "обеспечение мероприятий в сфере организации и обеспечения дорожного движения, организации мониторинга движения наземного транспорта и контроля за выполнением транспортной работы организации";
- "повышение эффективности функционирования региональной транспортной системы, в части вопросов организации дорожного движения всех видов наземного транспорта (в том числе грузового), управления транспортными потоками, в том числе автоматизированного".
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к основным параметрам дорожного движения относятся "параметры, характеризующие дорожное движение 2024-11364 4 (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения (плотность движения), пропускная способность дороги)". Как пояснили представители Заказчика, "на балансе Заказчика состоит 95 комплексов фотофиксации "Скат-1" и 12 комплексов фотофиксации "ОРАКУЛ.
ИНСАЙТ".
Так же филиал является оператором регионального сегмента Интеллектуальной транспортной системы Ставропольского края и Ставропольской городской агломерации, в которую передается консолидированная информация количестве и параметрах движения транспортных средств". Определение средней скорости транспортных средств является существенно значимым фактором при определении средней скорости транспортного потока на участках автомобильных дорог между комплексами фотовидеофиксации, находящимися на балансе Заказчика. Указанная функция косвенно позволяет оперативно отслеживать информацию о дублированных государственных регистрационных знаках и обеспечивает контроль за движением общественного транспорта и специального транспорта, обеспечивающего содержание автомобильных дорог.
Также представители Заказчика пояснили, что "решение о привлечение лиц к административной ответственности за превышение скорости путем вычисления средней скорости движения транспортного средства принимается не филиалом ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор", а соответствующими уполномоченными территориальными федеральными органами исполнительной власти". 16 августа 2023 года Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) размещен и проходит согласование (экспертизу) проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" (ID 02/07/08-23/00140949).
Указанный проект вводит в Правила дорожного движения Российской Федерации понятие "Средняя скорость движения транспортного средства" и устанавливает для транспортных средств ограничения движения со средней скоростью.
Таким образом, Комиссия не усмотрела нарушений в действиях Заказчика, довод жалобы Заявителя не нашел подтверждения.
2. Во втором доводе жалобы Заявителем указано, что "СКАТ-ПП", "ОРАКУЛ- ИНСАЙТ" являются комплексами фотовидеофиксации одного производителя ООО "Ольвия". При этом, согласно п. 10.5.2.1 Методики поверки комплекса фотовидеофиксации "ОРАКУЛ-ИНСАЙТ", размещенной в государственной федеральной информационной системе средств измерений ФГИС "Аршин" по ссылке: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/1388439 (копия методики 2024-11364 5 поверки прилагается) может работать на измерение средней скорости только с комплексами фотовидеофиксации производства ООО "Ольвия", а именно: Кречет, Скат, Скат-ПП, Оракул.
Таким образом, Описание объекта закупки содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что также приводит к ограничению конкуренции. Включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ".
Комиссия также не нашла подтверждение данного довода в связи со следующим.
На основании пп. "а" и пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ "допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
- сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
- несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
Согласно описанию объекта закупки, поставляемый товар должен обеспечивать измерения средней скорости ТС на протяженном участке дороги (зональный контроль скорости) при совместном использовании с имеющимися у Заказчика и установленными на сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения комплексами измерительными с фотофиксацией "СКАТ-ПП", "ОРАКУЛ-ИНСАЙТ", в том числе обеспечивает совместимость с установленным на комплексах Заказчика программным обеспечением "СКАТ-ПП" (запись в реестре ПО РФ от 13.01.2020 N 6123), "Оракул" (запись в реестре ПО РФ от 22.06.2022 N 14018), "ДУЭТ" (запись в реестре ПО РФ от 02.04.2021 N1002).
Представители Заказчика пояснили, что "производителем указанных комплексов, находящихся на балансе филиала ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор", является ООО "ОЛЬВИЯ".
Все они указываются не с целью поставки, а с целью информирования о находящихся на балансе заказчика товарах и соблюдения положений ст.ст. 1229, 1233 ГК РФ".
Аргументы о невозможности обеспечения взаимодействия с предустановленным на комплексах "СКАТ-ПП" и ОРАКУЛ-ИНСАЙТ" программным обеспечением, или отсутствие протоколов интеграции, или не предоставлением API являются несостоятельными по причине того, что, по словам представителей Заказчика "на текущий момент в филиале ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор" используются Информационная система "Регион контроль 2024-11364 6 движения" правообладатель ООО "Индустрия делового программного обеспечения" (реестровая запись N7017 от 07.10.2020) и информационная система на базе 1С Предприятие 8 "Мониторинг оборудования и аудит контрактов" правообладатель ООО "АНГЕЛЫ АЙТИ" (реестровая запись N12440 от 30.12.2021) обеспечивающие полное взаимодействие (совместимость) по всем параметрам формирующимся комплексами с соблюдением положений ст.ст. 1229, 1233 ГК РФ".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. Кроме того, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии, дополнительных пояснений с учетом пояснений Заказчика не представил. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона N 44-ФЗ,
Р Е Ш И Л А
: Признать жалобу ООО "Ниттис" на действия заказчика - филиал ЦОДД ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321500002524000017 "Поставка комплекса автоматической фотовидеофиксации информации и его установка (настройка) на автомобильной дороге Ставрополь-Изобильный-Новоалександровск- Красногвардейское км 78 + 261" - необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.Г. Пызина Члены комиссии: Б.Ш. Карпель П.В. Попова Исп.Попова П.В. тел.8-8652-35-28-07 2024-11364 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 августа 2024 г. N 026/06/106-1778/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024