Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В., Членов Комиссии: специалиста-эксперта отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р. В присутствии представителей: от Заказчика - Мацегоровой Ю.А. от ООО "Русэксперт" - Богданова Е.В.
УСТАНОВИЛА
В Ставропольское УФАС России из Министерство имущественных отношений Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "РУСЭКСПЕРТ", по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200001624000056 "Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и проведению экспертизы отчета об оценке 2024-11524 рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ставропольского края ". В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "РУСЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы,
установила
следующее: 01.07.2024 по итогам проведения аукциона в электронной форме N 0121200001624000056 между Министерство имущественных отношений Ставропольского края и ООО "РУСЭКСПЕРТ" был заключен Государственный контракт N 01212000016224000056-620554-48981 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и проведению экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ставропольского края.
Согласно п. 4.1 Контракта: Услуги, предусмотренные Контрактом, оказываются Исполнителем в следующие сроки: Исполнитель осуществляет оказание услуг в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Соответственно, услуги должны были быть оказаны до 08.07.2024 включительно. В рамках контракта ООО "Русэксперт" подготовило и направило в адрес Минимущества края Отчет N 03-06-67/24 об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 02.07.2024 (далее - отчет) и экспертное заключение N 23/280624/25-01 (положительное) от 03.07.2024 на отчет, которые поступили в минимущество края 05.07.2024 вх. N 13583.
В соответствии с пунктом 2.3.4 контракта минимуществом края своими силами проведена экспертиза отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с заключением приемочной комиссии по приемке поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) по государственному контракту от 01.07.2024 N 0121200001624000056-620554- 48981 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и проведению экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ставропольского края от 11.07.2024, а также пунктом 4.3. контракта минимущество края отказало в приемке оказанных услуг и направило мотивированный отказ от 2024-11524 приемки оказанных услуг с перечнем выявленных недостатков, с предложением устранить их в срок 15.07.2024 (включительно). Выявленные недостатки к установленному сроку не устранены. Представитель ООО "РУСЭКСПЕРТ" пояснил, что с решением Заказчика не согласен, в виду того, что Заказчиком не выявлены действительные нарушения законодательства об оценке, а предъявлено субъективное несогласие с результатом оказанных услуг, что не является недостатком оказанной услуги и основанием для отказа в приемке согласно гражданскому законодательству РФ и Федеральному закону 44 ФЗ.
На заседании Комиссии представитель общества предоставил положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков N23/280624/25-01 от 03.06.2024 г., на Отчет N 03-06-67/24 об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 02.07.2024 и пояснил, что положительное экспертное заключение фактически является подтверждением оказания услуги надлежащим образом, так как подтверждает соответствие отчета оценки требованиям законодательства, Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.4.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного 16.07.2024 г. Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта от 01.07.2024 N 0121200001624000056-620554- 48981 в одностороннем порядке. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, 2024-11524 такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 16.07.2024 г. в единой информационной системе, 16.07.2024 г. ООО "РУСЭКСПЕРТ" уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее: Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации": Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения 2024-11524 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; На основании документов и сведений, представленных в материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом были предприняты меры для надлежащего исполнения контракта, так, услуги были выполнены, однако не приняты Заказчиком. Так же, на заседании Комиссии обществом, было представлено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков N23/280624/25-01 от 03.06.2024 г., на Отчет N 03-06-67/24 об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 02.07.2024.
Таким образом, из материалов дела следует, что между сторонами имеет место быть гражданско-правовой спор, в части исполнения обязательств по контракту, который может быть разрешен только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Так же согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, 2024-11524 арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Комиссия Управления приходит к выводу, что положительное экспертное заключение фактически является документом, свидетельствующим о соответствии отчета об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам. Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "РУСЭКСПЕРТ" .
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не 2024-11524 уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "РУСЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "РУСЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: П.В. Попова В.Р.Калиниченко Исп.Калиниченко В.Р. тел.8(8652) 35-28-07, вн.026-140 2024-11524
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 августа 2024 г. N 026/10/104-1835/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024