Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей посредством ВКС:
от заявителя - Харченко Е.Ю.,
от заказчика - Дроздовой Ю.С.,
от уполномоченного органа - Кокоренков И.К.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Мед-Х" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический многопрофильный центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321500000724000135 "Поставка расходного материала".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 05.08.2024 г. с вызовом сторон по делу.
05.08.2024 г. Комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила следующее:
24.07.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321500000724000135 "Поставка расходного материала" (далее - Извещение).
Одновременно с Извещением, в том числе опубликованы Приложение N1 к Извещению - Описание объекта закупки, Приложение N3 к Извещению -Требования к содержанию и составу заявки и Приложение N4 к Извещению - Проект Контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 227 450,00 рублей.
ООО "Мед-Х", посчитав, что Извещение сформировано с нарушением требований Закона N44-ФЗ, 05.08.2024 г. подало жалобу в Управление.
Согласно п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ Извещение, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Закона принято Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N145).
Согласно пп. "б" п. 5 Правил N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В Извещении Заказчиком указано:
Наименование характеристики |
Значения гарантированные* при выполнении пользователем требований эксплуатационной документации на медицинское изделие |
|
Дополнительная (справочная) информация |
Способ соединения пробки с пробиркой |
Винтовое без резкого откупоривания с возможностью многократных циклов использования без нарушения целостности конструкции |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
П.6 ГОСТ Р ИСО 6710-2021 |
При этом, данные характеристики не предусмотрены каталогом, товаров, работ, услуг.
Пунктом 6 Правил N145 регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил N145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки следовало поставить Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД Коды позиции КТРУ 32.50.50.000-00001456, 32.50.50.000-00001483, 32.50.50.000-00001094, 32.50.50.000-00001118. Данные коды КТРУ имеют обязательные для применения характеристики.
Заказчик установил наряду с обязательными для применения характеристиками дополнительные.
В обоснование применения таких дополнительных характеристик Заказчиком в Извещении указано следующее: "Согласно пунктам 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Включение дополнительных характеристик продукции обосновано принципом приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ".
Заявитель указывает, что установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара Описания объекта закупки ограничивает круг участников закупки, поскольку в установленном требовании к данной позиции товара соответствует товар единственного производителя.
Позиция Заявителя сводится к тому, что "все вакуумные пробирки являются взаимозаменяемыми, аналогичными в работе. Существенное значение имеет наполнитель, объём и размер (собственно эти характеристики и указаны в различных позициях КТРУ). Все пробирки, производимые на территории РФ прошли все испытания и экспертизы, получили все необходимые документы, подтверждающие их безопасность, они рекомендованы к работе в лечебных учреждениях... Вакуумные пробирки с винтовой резьбой на территории РФ производит только один производитель : ООО "ГранатБиоТех", это пробирки под товарным знаком Akti-Fine".
В ходе проведения заседания Комиссии Заказчиком доказательств, опровергающих данный довод не представлено.
Таким образом, доводы жалобы Комиссией признаны обоснованными., в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона N 44-ФЗ,
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Мед-Х" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический многопрофильный центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321500000724000135 "Поставка расходного материала" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический многопрофильный центр" нарушившими требования ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Н.Г. Пызина |
Члены комиссии: |
|
В.Р. Калиниченко |
|
|
П.В. Попова |
Исп.Попова П.В.
тел.8-8652-35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 августа 2024 г. N 026/06/106-1832/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024