Резолютивная часть оглашена
05.08.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Министерства управления финансами Самарской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЭВРИКА 14" (далее - ООО, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного запроса котировок на оказание услуг по комплексному обслуживанию нежилого помещения (извещение N 0142200000123000006, идентификационный код закупки (ИКЗ) 232631580223163150100100070060000244, начальная (максимальная) цена контракта - 102 200,04 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
30.10.2023 между ООО "ЭВРИКА 14" и Министерством управления финансами Самарской области заключен контракт N01/85 на оказание услуг по комплексному обслуживанию нежилого помещения, цена контракта - 81 600,00 руб.
Пунктом 1 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта определено место оказания услуг: Самарская обл., г. Кинель, ул. Рабочая, д.17.
Нежилое помещение общей площадью 216,6 м2, переданное министерству управления финансами Самарской области в оперативное управление, состоит из комплексов и компонентов инженерно-технологического, энерготехнического, санитарно-технического и иного оборудования, являющегося объектом комплексного обслуживания задания в соответствии с приложением N 1 к техническому заданию.
Согласно пункту 2 Технического задания срок оказания услуг: с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г.
Пунктом 11.1 Контракта определено, что Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует по 31.12.2024. В части гарантийных и финансовых обязательств, а также применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контракт действует до полного их исполнения.
Пунктами 4.1, 4.2 Технического задания предусмотрено, что Заказчик направляет Исполнителю письменную заявку на оказание услуг по факсу или электронной почте, либо сообщает в диспетчерскую службу, и сообщает о неисправностях. Исполнитель обязан незамедлительно подтвердить получение заявки Заказчика с указанием фамилии, имени и отчества направляемого персонала для оказания услуг, а также срока начала оказания услуг.
Исполнитель должен обеспечить персонал всеми необходимыми материалами, приборами, запасными частями необходимыми для оказания услуг.
Диспетчерская служба Исполнителя должна вести журнал учета заявок на оперативное устранение неисправностей объектов. Исполнитель осуществляет контроль за качеством и сроками оказания услуг. Диспетчерская служба Исполнителя должна быть обеспечена телефонной связью круглосуточно.
Срок реагирования на заявку Заказчика в случае аварии в течение 1 (Одного) часа с момента направления заявки в диспетчерскую службу Исполнителя, в иных случаях согласно сроку указанного в заявке, а в случае, если в заявке срок оказания услуг не указан - в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента её получения Исполнителем.
Согласно приложению N2 к техническому заданию, Исполнитель ежемесячно проводит осмотр систем электроснабжения и еженедельно осматривает системы отопления и теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
Разделом 6 Контракта предусмотрено расторжение контракта Заказчика в одностороннем порядке.
Заказчиком на электронную почту Исполнителя направлялись заявки согласно перечню услуг, указанных в Контракте (МФ-16-18-02/035 от 15.04.2024; МФ-16-18-02/037 от 19.04.2024; МФ-16-18-02/038 от 22.04.2024; МФ-16-18-02/050 от 28.05.2024; МФ-16-18-02/058 от 06.06.2024).
На заявки Общество не ответило, к оказанию услуг в соответствии с направленными Заказчиком заявками не преступило.
С 03.06.2024 по 28.06.2028 осмотры Исполнителем не производились, о чем свидетельствует служебная записка N МФ-16-18-02/066 от 28.06.2024.
В адрес Исполнителя неоднократно направлялась информация о неисполнении условий контракта, с указанием на необходимость оказать услуги, предусмотренные контрактом (МФ-14-01/567 от 23.05.2024; МФ-14-01/646 от 18.06.2024; МФ-14-01/748 от 09.07.2024).
Кроме того, в адрес Исполнителя неоднократно направлялись претензии (требования) об уплате неустойки в связи с неисполнением Исполнителем принятых обязательств по контракту (NМФ-07/583 от 29.05.2024, NМФ-07/672 от 25.06.2024, NМФ-07/774 от 15.07.2024).
Таким образом, Контракт исполнен Обществом только на 27 200,00 руб. из 81 600,00 руб.
Исполнитель обязательства по Контракту не исполнил, в связи с чем Заказчиком 17.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 17.07.2024 решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30.07.2024 Решение Заказчика об одностороннем расторжении контракта вступило в силу.
Таким образом, законодательством для Исполнителя закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Исполнитель указанным правом не воспользовался, в указанный срок к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, не приступил.
Комиссия Антимонопольной службы установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Исполнителем не выполнены.
Доказательств совершения Обществом действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Обществом на заседании комиссии также не подтверждена.
Общество пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
ООО "Эврика-14", подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на извещение о проведении закупки, приложения к нему, запросы разъяснения положений извещения о проведении закупки, приложений к нему не подавало.
Согласно сведениям единой информационной системы, информация об ООО "Эврика-14", учредителе Общества содержится в реестре недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Заказчик настаивает на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Эврика-14" (ИНН: 6319184949, КПП 631201001, ОГРН 1146319008549, юридический адрес: ул. Металлистов, д. 19, кв. 107, г. Самара, 443077; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Вартанян Дарье Анатольевне (ИНН 631219871609) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Эврика-14", Вартанян Дарьи Анатольевны из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 августа 2024 г. N РНП-63-228
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024