Резолютивная часть оглашена
06.08.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (далее - Заказчик, ФГБОУ "ВО СамГУПС") о включении сведений об ООО "ОМЕГА" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту (0342100004824000020, начальная (максимальная) цена контракта - 1 661 799,73),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Общества, Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
28.05.2024 между ФГБОУ "ВО СамГУПС" и ООО "ОМЕГА" заключен контракт N 0342100004824000020, по которому Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту (далее - Работы) системы ХВС и водоотведения 1,2 корпуса ФГБОУ ВО СамГУПС, расположенного по адресу г.Самара, Безымянный пер. д.18, именуемое далее - Объект, в соответствии со сметным расчетом (Приложение 1) и техническим заданием (Приложение 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта. Цена контракта - 1 570 000.
Пунктом 4.1.1. контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить и сдать Заказчику все Работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии со сметой (Приложение 1), техническим заданием (Приложение 2) и графиком производства работ (Приложение 3) согласно СП, СНиП, ГОСТ, разработанными и действующими нормативными актам и техническими регламентами.
Согласно пункту 5.2. контракта при выявлении в процессе осмотра, обследования, измерения, испытания случаев нарушения требований настоящего Контракта, отступлений от требований СП, СНиП, ГОСТ, разработанными и действующими нормативными актам и техническими регламентами Заказчик должен незамедлительно уведомить Подрядчика о выявленных нарушениях и выдать предписание об устранении нарушений, а в случае грубых нарушений порядка выполнения Работ потребовать прекращения (приостановки) всех или отдельных видов Работ.
Пунктом 5.3. установлено, сто Подрядчик принимает меры к устранению в возможно короткий срок выявленных нарушений и недопущению таких нарушений в дальнейшем.
Согласно пункту 6.1 контракта срок выполнения работ по Контракту - в течение 77 (Семьдесят семь) календарных дней в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 3 к Контракту). Окончание выполнения работ не позднее 18 августа 2024 года.
Согласно пункту 10.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
07.06.2024 года в адрес СамГУПС поступило письмо от ООО "Омега" с вопросами относительно неучтенных объемов работ и заменой технологии производства работ.
14.06.2024 года был направлен ответ на поставленные вопросы.
Подрядчик приступил к выполнению работ, завез материалы, однако в процессе производства работ допускал многочисленные отступления от действующих нормативных документов, на устные замечания не реагировал, журнал производства на объекте отсутствовал, по этой причине не имелось возможности сделать в нем запись.
Письмом N27 от 14.06.2024 ООО "Омега" просил заменить толщину стенки оцинкованного трубопровода номинальным диаметром 80 мм.
01.07.2024 Заказчиком в адрес Общества отправлен ответ с отказом в замене, вышеуказанного материала, а также дано указание о необходимости выполнения работ в соответствии с техническим заданием и сметной документацией, являющимися неотъемлемой частью Контракта, при этом 20.06.2024 года, т.е. в день отправки письма Подрядчик приступил к монтажу вводного трубопровода из оцинкованной трубы, номинальным диаметром 80 мм.
До настоящего момента, а соответственно до начала применения материалов, в нарушение п.4.1.4. Контракта Подрядчиком не предоставлены заверенные копии сертификатов (соответствия, пожарной безопасности), санитарно-эпидемиологических заключений на данные конструкции, изделия и других документов, удостоверяющих их качество и материал, есть все основания полагать, что примененный материал не отвечает требованиям Технического задания.
ООО "Омега" выполняло в рамках Контракта капитальный ремонт водомерного узла с заменой счетчика, так как документы, а именно паспорт, Заказчику в нарушение п. 4.1.4. Контракта не передан, счетчик не опломбирован, начисления за водопотребление холодной воды, уже месяц идут из расчета среднего, что привело к увеличению затрат на содержание учебного корпуса.
В нарушение п. 6.4 контракта, по которому, Подрядчик не позднее, чем за два дня уведомляет Заказчика о необходимости приемки скрытых работ и ответственных конструкций. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки (освидетельствования) скрытых работ или ответственных конструкций и составления актов. Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии подписанных Сторонами актов освидетельствования скрытых работ.
Если скрытые работы или ответственные конструкции выполнены без подтверждения представителем Заказчика (представитель Заказчика не был информирован об этом или информирован с опозданием), то Подрядчик за свой счет обязуется открыть доступ к любой части скрытых работ или конструкций, не прошедших приемку представителем Заказчика, согласно его указанию, ни одного уведомления в адрес Заказчика не поступало. Сварные швы были окрашены, без предварительного освидетельствования, а также предъявления работ по обеспыливанию и обезжириванию, работы по укладке асфальтового покрытия проводились в выходной день, хотя Подрядчику не согласовывалась работа в эти дни, отделочные работы завершены, но промежуточные этапы не предъявлялись.
В соответствии с п. 5.4. Контракта Заказчик вправе принимать участие (присутствовать) при проведении предусмотренных правилами выполнения работ испытаниях, и Подрядчик информирует его о проведении таких испытаний не позднее, чем за двое суток до начала их проведения. О проведение гидравлических испытаний Подрядчик Заказчика не уведомлял.
02.07.2024 (N-05-1666 от 02.07.2024) Заказчиком в адрес ООО "Омега" направлено предписание с указанием нормативных документов и пунктов, которые были нарушены при выполнении капитального ремонта, а также установлен срок их устранения.
Подрядчик не уведомлял Заказчика о факте устранения замечаний, изложенных в предписании, повторная проверка качества не производилась, хотя письмом от 22.07.2024 Подрядчику предлагалось провести совместные испытания и осмотр, выполненных работ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с нарушениями условий контракта 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе и размещено в ЕИС.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 29.07.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из представленных ООО "ОМЕГА" пояснений следует: "Подрядчик приступил к работам в установленные контрактом сроки, надлежащим образом исполнял обязанности, работы по капительному ремонту были выполнены более чем на 80 процентов. Контракт расторгнут заказчиком, в период выполнения работ, неправомерно. Недобросовестные действия заказчика по одностороннему отказу от исполнения договора квалифицируются как злоупотребление правом.
Претензии заказчика необоснованны, не подтверждены документально (экспертным заключением). Полученные предписание об устранении нарушений от 01.06.2024 г, на 05.07.2024 г практически были устранены на 05.07.2024 г, сертификаты качества переданы заказчику, предоставлено ответное письмо N 37 от 05.07.2024 г.
Заказчик необоснованно требует выполнить ряд работ неучтенных в сметной документации".
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при выполнении работ по Контракту.
Как указывает Общество, были выявлены расхождения объёмов необходимых к выполнению работ от указанных объёмов работ в смете, также имелись иные замечания, которые препятствовали выполнению работ.
Вместе с тем, пункт 1 статьи 716 ГК РФ возлагает на Подрядчика обязанность незамедлительно уведомить и приостановить выполнение работ при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной заказчиком технической документации.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о данных обстоятельствах либо продолживший работу, не вправе при предъявлении к нему соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).
Писем о приостановке выполнения работ в материалы дела не представлено.
По смыслу пункта 2 статьи 716 ГК РФ отсутствием приостановки со стороны Подрядчика лишает его права ссылаться на некорректность документации как на основание для освобождения от ответственности за нарушение сроков и качествта выполнения работ.
Подрядчик правом приостановить выполнение работ, установленным статьей 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не воспользовался.
Более того, в письме от 14.06.20224 N05-1542 Заказчик подтвердил техническую ошибку в смете и сообщил, что объём работ, предусмотренный сметой к контракту, будет оплачен, либо будут внесены изменения в сметную документацию в процессе выполнения работ. Претензий Общество не имело и продолжило исполнения контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Общество, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств по государственному контракту.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания медицинского учреждения.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивает.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ОМЕГА" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "ОМЕГА" (ОГРН: 1236300023310, ИНН: 6311196646, КПП: 631101001, 443030, Cамарская область, г.о. Cамара, вн.р-н Железнодорожный, г Самара, ул. Чернореченская, д. 33, кв. 6; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе: Зимина Ольга Витальевна (ИНН 631108103087), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ОМЕГА", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 августа 2024 г. N РНП-63-227
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024