В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24.07.2024 N 104/24, Комиссией Мурманского УФАС (далее, в том числе - Комиссия) в составе: Руководителя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" - Николаевой Е.Е., (на основании доверенности); Картмамбетовой Г.Г., (на основании доверенности); заявителя - адвоката Халидова Е.В.; проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в закупочной деятельности Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее - ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина", Заказчик, Учреждение, ) при заключении контракта N 24/05/2024-01 ЧС на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (палаты, общий коридор) в здании хирургического корпуса по адресу:
г. Мурманск, ул. А. Павлова, д. 6, корпус N 13 с единственным поставщиком - ООО "Мурманская электротехническая компания" (реестровый номер контракта в ЕИС: 2519080011424000582).
Проверка начата 30 июля 2024 года, окончена 02 августа 2024 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Основанием для проведения проверки явилось заявление адвоката Халидова Е.В. (далее - Заявитель) о заключении контракта ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" с единственным поставщиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе в обход конкурентных процедур. По итогам внеплановой проверки Комиссия Мурманского УФАС России
установила
факт нарушения ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок). Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика. Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Таким образом, заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
Согласно поступившей в Мурманское УФАС России информации от Заявителя, 24.05.2024 между ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора Степаненко О.И., действующей на основании доверенности N 36 от 13.05.2024 и Приказа N 487-к 27.04.2024, с одной стороны и обществом с ограниченной ответственностью "Мурманская электротехническая компания" (далее - ООО "МЭЛК"), именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице директора Быстровой Инессы Артуровны, с другой стороны, руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключили государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (палаты, общий коридор) в здании хирургического корпуса, по адресу:
г. Мурманск, ул. А. Павлова, д. 6, корпус N 13 (далее - работы) (ИКЗ 242519080011451900100100530020000244); В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 , 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения. Комиссией Мурманского УФАС установлено, что во исполнение требований части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, Заказчиком, 27.05.2024 в адрес Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области направлено уведомление о заключении Контракта по основаниям предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Нарушений в части сроков направления уведомления о заключении контракта в Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области не установлено. По результатам внеплановой проверки соблюдения ГОБУЗ "МОКМБ им. П.А. Баяндина" требований Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта с единственным поставщиком комиссией Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области вынесено решение, согласно которому, обстоятельства, послужившие основанием для заключения Контракта с единственным поставщиком, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы и не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В связи с чем, у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения государственного контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком, ответственным лицом Заказчика нарушены положения статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при заключении контракта от 24.05.2024 N 24/05/2024-01 ЧС с ООО "МЭЛК" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракта. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Комиссией Мурманского УФАС установлено, что ответственный за выбор способа определения Поставщика, а именно должностное лицо, подписавшее государственный контракт - директор ГОБУЗ "МОКМБ им. П.А. Баяндина" Степаненко О.И., привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ. В заявлении Халидов Е.В. также указал на возможные нарушения при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, начальная максимальная цена контракта определена и обоснована посредством применения иного метода в соответствии с частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе. Обоснование невозможности применения методов в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе для обоснования НМЦК:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - не применяется при проведении данной закупки т.к. является более затратным;
- нормативный метод - не может быть применен, так как не предусмотрено установление предельных цен на товар;
- тарифный метод - не может быть применен, так как не существует утвержденных тарифов на выполнение работ;
- проектно-сметный метод - не может быть применен, так как предмет контракта не является объектом строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектом капитального строительства;
- затратный метод - не может быть применен, так как невозможно определить стоимость единицы рабочего времен. Запрос цен товаров, работ, услуг для получения ценовой информации направлялся подрядным организациям, осуществляющим работы согласно техническому заданию (ведомость объёмов работ). По итогам запроса цен были получены ответы от трёх организаций, из которых было выбрано предложение с наименьшей ценой. Вместе с тем, частью 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Как указано ранее, предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту части помещений Заказчика. При таких обстоятельствах, Комиссия Мурманского УФАС полагает, что Заказчик должен был использовать для определения начальной (максимальной) цены контракта проектно-сметный метод. В указанных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, которой установлена ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).
В силу части 1 статьи 23.7.1.
КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово- бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий). По остальным доводам, указанных в обращении, Комиссией Мурманского УФАС нарушений не установлено. Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" нарушения части 1 статьи 22, части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93, Закона о контрактной системе при заключении контракта с единственным поставщиком N 24/05/2024-01 ЧС на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (палаты, общий коридор) в здании хирургического корпуса по адресу:
г. Мурманск, ул. А. Павлова, д. 6 корпус N 13 с единственным поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Мурманская электротехническая компания" (реестровый номер контракта в ЕИС: 2519080011424000582).
2. Передать материалы проверки в Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по признакам нарушения части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке. Председатель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: А.В. Неплюева А.А. Конох Исп.Конох А.А.тел.8(8152) 68-50-55 вн.051-112
2024-3829
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 августа 2024 г. N 051/06/99-518/2024 (ключевые темы: единственный поставщик - товар. работа. услуга. - внеплановая проверка - текущий ремонт - финансовый контроль)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024